Международный опыт показывает, что одним из основных слагаемых доверия клиентов и вкладчиков к кредитным организациям выступает гарантирование депозитов. Его цель при этом не только в защите интересов вкладчиков, но и в предотвращении банковских банкротств, способных дестабилизировать экономику в целом. Хорошо продуманная система гарантирования депозитов в сочетании с эффективным банковским надзором, прозрачной системой отчетности и отлаженной законодательной и нормативной базой - ключевые элементы финансовой стабильности.
Совет Европы, в соответствии с принятыми 30 мая 1994 года директивами, рекомендовал всем странам использовать обязательный принцип участия финансовых институтов, занимающихся привлечением вкладов и осуществляющих кредитную деятельность, в системе гарантирования банковских вкладов. В настоящее время в Европе только Швейцария и Македония сохранили принцип добровольности. В странах Азии этот перечень дополняют Шри Ланка, Тайвань, Микронезия и Маршалловы острова. На американском континенте - только Доминиканская Республика [34].
В Российской Федерации в силу ряда обстоятельств уже длительное время ведутся дискуссии вокруг законодательного и институционального обеспечения защиты интересов вкладчиков через систему обязательного гарантирования организованных сбережений населения. Одна из причин - возникшее противоречие между фактически существующими элементами гарантирования вкладов и желанием законодательно оформить схему, заимствованную из мирового опыта, но не жизнеспособную для условий российской банковской системы. Именно этим, на наш взгляд, объясняется тот факт, что законопроект о гарантировании вкладов имеет такую трудную судьбу.
Многолетние дискуссии вокруг законопроекта позволяют сделать два принципиальных вывода [9]:
- нецелесообразно создавать специализированную корпорацию по гарантированию вкладов населения - это приведет к дополнительным расходам, дублированию функций банковского регулирования и надзора, бюрократизации процесса принятия решений;
- на первом этапе нет необходимости привлекать бюджетные средства, а также взносы кредитных организаций - несмотря на профицит бюджета, финансовое положение страны остается неустойчивым, а большинство кредитных организаций не в состоянии нести бремя дополнительных затрат.
В то же время тянуть с созданием целостной системы гарантирования депозитов уже нельзя. В связи с этим представляется обоснованным подход, согласно которому основным источником частичного возмещения возможных потерь вкладчиков может выступать Фонд обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России.
Обязательные резервы, как известно, имеют двойственную природу. С одной стороны, это один из действенных инструментов денежно-кредитной политики, а с другой - источник возмещения потерь вкладчиков. При ликвидации кредитной организации обязательные резервы, депонированные ею в Банке России, поступают в распоряжение ликвидационной комиссии и включаются в конкурсную массу. А поскольку вкладчики входят в первую группу очередности удовлетворения требований кредиторов, то обязательные резервы уже фактически выполняют функцию защиты их интересов.
Расчеты показывают, что без учета Сбербанка размер обязательных резервов составляет сейчас свыше 60% объема вкладов населения в кредитных организациях (до августа 2006 г. - чуть менее 40%). В мировой практике покрытие вкладов, подлежащих обязательному частичному гарантированию, составляет, как правило, от 10 до 40%. Даже с учетом возможных изменений макроэкономической ситуации Банк России, соединяя в себе функции органа денежно-кредитной политики и банковского надзора, способен поддерживать коэффициент покрытия гарантированных депозитов на достаточном уровне.
Статьи по теме:
Схемы личного страхования
В настоящее время при страховании туристов используются две условные схемы личного страхования выездного туризма (рис.7 приложения):
1. Сервисная (или содействия), обеспечивающая комплекс страховых услуг за рубежом;
2. Компенсационная, наиболее широко применявшаяся ранее в отечественном страхова ...
Перестрахование, как основа обеспечения финансовой устойчивости страховых
организаций
Проблема обеспечения финансовой устойчивости страхового фонда рассматривается двояко: как определение степени вероятности дефицита средств страховой компании за определенный период и как отношение доходов к расходам страховщика за истекший тарифный период.
Теоретической основой определения степен ...
Органы государственного
контроля и надзора за страховой деятельностью, их функции и полномочия
Важнейшим элементом системы государственного регулирования страховой деятельности являются органы, реализующие свои полномочия по контролю и надзору в данной сфере. Основными органами, осуществляющими контроль и надзор в данной сфере, являются Министерство финансов РФ, Федеральный орган исполнител ...