акционерные – риск передела акционерного капитала, согласованность позиций крупных акционеров;
регулирования деятельности предприятия – внешняя финансовая структура, формальное и неформальное регулирование деятельности, лицензирование деятельности, льготы и риски их отмены, риски штрафов и санкций, возможность изменения в законодательной и нормативной базе;
производственные и управленческие – технологический уровень производства, риски снабженческой инфраструктуры, риски, связанные с банками, в которых открыты счета, деловая репутация, качество управления (квалификация, устойчивость положения руководства, адаптивность к новым методам управления и технологиям, влиятельность в деловых и финансовых кругах).
Заключительным этапом оценки кредитоспособности является определение рейтинга заемщика. Для этого устанавливается 3 класса кредитоспособности:
первоклассные заемщики - кредитование которых не вызывает сомнений;
второго класса - кредитование требует взвешенного подхода;
третьего класса - кредитование связано с повышенным риском.
Класс кредитоспособности определяется на основе суммы баллов по шести основным показателям, оценки остальных показателей третьей группы и качественного анализа рисков[13;215].
Сумма баллов S влияет на класс кредитоспособности следующим образом:
1 класс кредитоспособности: S = 1,25 и менее. Обязательным условием отнесения к данному классу является значение коэффициента К5 на уровне, установленном для 1-го класса кредитоспособности (данное положение не распространяется на предприятия, у которых снижение уровня рентабельности продукции в течение определенных отчетных периодов обусловлено спецификой их деятельности, например: сезонностью).
2 класс кредитоспособности: значение S находится в диапазоне от 1,25 (не включительно) до 2,35 (включительно) Обязательным условием отнесения к данному классу является значение коэффициента К5 на уровне, установленном не ниже чем для 2-го класса кредитоспособности (данное положение не распространяется на предприятия, у которых снижение уровня рентабельности продукции в течение определенных отчетных периодов обусловлено спецификой их деятельности, например: сезонностью).
3 класс кредитоспособности: значение S больше 2,35.
Далее определенный таким образом предварительный класс кредитоспособности корректируется с учетом других показателей третьей группы и качественной оценки. При отрицательном влиянии этих факторов класс кредитоспособности может быть снижен на один класс.
Оценка результатов расчетов этих показателей основана, главным образом, на сравнении их значений в динамике. Перечисленные финансовые коэффициенты могут рассчитываться на основе фактических отчетных данных или прогнозных величин на планируемый период.
При стабильной экономике или относительно стабильном положении клиента оценка его кредитоспособности в будущем может опираться на фактические характеристики в прошлые периоды.
В условиях экономической нестабильности, высоких темпов инфляции фактические показатели за прошлые периоды не могут являться единственной базой оценки способности клиента погасить свои обязательства, включая ссуды банка, в будущем. В этом случае должны использоваться либо прогнозные данные для расчета названных коэффициентов, либо рассматриваемый способ оценки предприятия дополнится другими. К последнему можно отнести анализ делового риска в момент выдачи ссуды и оценку менеджмента.
Статьи по теме:
Образование и развитие фондовых бирж
В период средневековья в результате великих географических открытий расширились области международной торговли и потребовались крупные денежные суммы, что привело к созданию акционерных обществ (английских и голландских торговых компаний), которые стали первыми крупными эмитентами ценных бумаг.
Ф ...
Мотивы слияний и поглощений в банковском секторе
При осуществлении слияний и поглощений стороны таких сделок руководствуются определенными принципами, следуя которым, они рассчитывают качественно повысить эффективность работы объединенного банка.
Основным мотивом консолидации в банковском секторе служит синергетический эффект, который проявляет ...
Сравнительная характеристика банковских ставок по потребительскому кредиту
Практически любой уважающий себя магазин спешит предложить своим покупателям приобрести товары в кредит, обещая, что свои стулья Вы получите уже сегодня, а деньги за них заплатите завтра или послезавтра. Таким образом, покупатель попадает в ситуацию «кредитного похмелья»– сегодня все радуются, а н ...