Кредитно-денежная политика Центрального Банка России

Информация » Механизмы реализации денежно-кредитной политики Банком России » Кредитно-денежная политика Центрального Банка России

Страница 6

Для поддержания банковского сектора в условиях развивающегося финансового кризиса ЦБ РФ начал заключать соглашения с крупными российскими банками о компенсации части их возможных потерь при межбанковском кредитовании. Банк России также взял на себя обязательство по компенсации банкам части убытков по сделкам с другими банками, у которых впоследствии была отозвана лицензия. На 1 октября 2009 г. ЦБ РФ заключил подобные соглашения о компенсации убытков с 18 банками. Также были предприняты такие меры, как предоставление финансирования РЕПО под залог расширенного списка активов, удлинение сроков кредитования РЕПО, предоставление субординированных кредитов системообразующим банкам, принятие законодательства о гарантиях по кредитам предприятиям. Кроме того, была осуществлена рекапитализация АСВ (Агентство по страхованию вкладов) в целях проведения санации банковской системы.

Заметим, что для ограничения спекуляций на валютном рынке Банк России ввел 25 декабря 2008 г. рекомендации кредитным организациям не наращивать иностранные активы и чистые балансовые позиции по иностранным валютам, выполнение которых учитывалось Банком России при установлении лимитов на участие кредитных организаций в кредитных аукционах. Данные рекомендации не предотвратили массированных покупок валюты во время острой фазы кризиса, однако способствовали снижению ажиотажа на валютном рынке по мере стабилизации финансовых рынков. 2 июля 2009 г. Банк России объявил о том, что в связи со стабилизацией ситуации на внутреннем валютном рынке принял решение не продлевать действие данных рекомендаций. Таким образом, ЦБ РФ продемонстрировал уверенность в том, что масштабный отток капитала и устойчивое снижение курса рубля во второй половине 2009 г. он считает маловероятными.

Наконец, 30 декабря 2008 г. Банк России изменил порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам. В соответствии с действующим порядком кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам в зависимости от оценки кредитного риска. При этом резервирование уменьшает объем средств, доступных коммерческим банкам для осуществления текущих операций.

В соответствии с принятыми изменениями кредитным организациям было дано право до 31 декабря 2009 г. не увеличивать резервы по ссуде в случае:

• увеличения длительности просроченной задолженности по основному долгу или процентам по ссуде на срок не более 30 календарных дней относительно действующих сроков;

• реструктуризации ссуды (например, в случае изменения валюты, в которой номинирована ссуда, изменения срока погашения ссуды (основного долга и (или) процентов), размера процентной ставки) в период с 1 октября 2008 г.;

• использования полученной с 1 октября 2008 г. ссуды на погашение долга по ранее предоставленной заемщику ссуде.

Данная мера Банка России была призвана помочь банкам справиться еще с одной проблемой, с которой они столкнулись по мере развития кризиса в реальном секторе экономики РФ, – ростом просроченной задолженности по выданным кредитам. Несмотря на то что осенью 2009 г. темпы прироста просроченной задолженности снизились, проблема «плохих» активов все еще остается достаточно актуальной и может вновь обостриться в случае ухудшения ситуации в российской экономике.

В 2009 г. механизм предоставления банкам субординированных кредитов достаточно хорошо выполнял функцию рекапитализации, по крайней мере в отношении крупнейших банков. Предоставление капитала первого уровня банкам с государственным участием в определенных на сегодняшний день размерах, по всей видимости, способно удовлетворить их потребность в капитале даже на случай сценария негативного развития ситуации. Что касается системообразующих частных банков, то на случай возникновения у них проблемы нехватки капитала существует механизм введения временной администрации в лице Агентства по страхованию вкладов, на которое возлагается функция санации банка.[13]

Заметим, что без расчистки балансов от проблемных активов процесс восстановления кредитования реального сектора может занять длительное время. В любом случае в ходе решения данной проблемы участие государства позволит существенно упростить процесс. Для поддержания бюджетной стабильности в качестве возможного механизма решения проблемы представляется целесообразным замещение части проблемных активов долгосрочными ценными бумагами, по которым будет предоставлена гарантия государственных органов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по теме:

Факторы, определяющие процент кредита
Некоторые люди считают, что покупка товаров в кредит – это вынужденная мера, но для торговых фирм и банков предоставление таких кредитов – весьма выгодная операция, так как она расширяет рынок сбыта товаров и повышает норму прибыли за счёт высоких процентов по ссудам. “Многие экономисты и банкир ...

Проблемы участия банков в инвестиционном процессе
Проблемы участия российских банков в инвестиционном процессе во многом связаны со спецификой становления банковского сектора в нашей стране. Это порождает необходимость анализа участия банков в инвестировании экономики (как с точки зрения оценки их инвестиционных возможностей, так и с точки зрения ...

Сущность безналичных расчетов
Расчеты (расчетные отношения), как правило, сопровождают процесс обмена товарами, работами, услугами. Однако это не означает, что они носят лишь зависимый характер, напротив, они существуют самостоятельно и во многих случаях вообще не связаны с товарным рынком. Расчеты подразделяются на наличные ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bavari.ru