Очевидно, что независимость - это лишь средство достижения целей деятельности ЦБ. По закону целью денежно-кредитной политики является стабильность национальной валюты. Стандартные учебники макроэкономики утверждают, что для ограничения инфляции необходима независимость ЦБ от правительства. В противном случае возникает конфликт интересов между денежной и фискальной политикой. Действительно, допустим, что (в соответствии с некоторыми предложенными изменениями в Закон о ЦБ) Национальный банковский совет определяет, например, в оперативном режиме зарплаты руководителей ЦБ. В этом случае Центробанк напрямую зависит от правительства. А оно, в свою очередь, заинтересовано в более высоких темпах инфляции, например, в целях краткосрочного увеличения занятости и промышленного производства или для финансирования бюджетного дефицита. Если такая инфляционная накачка используется регулярно - а соблазн всегда высок, особенно перед выборами, - то высокая инфляция становится хронической. Межстрановые исследования показывают, что в странах с независимыми ЦБ инфляция действительно в среднем ниже. Впрочем, существуют и отдельные контрпримеры: английский Центральный Банк до недавнего времени был формально частью правительства, что никак не сказалось на разнице в инфляции между Великобританией и другими развитыми странами[11].
Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
Меры, принимавшиеся Банком России в целях обеспечения стабильности финансовой системы, можно условно разделить на две группы: процентная политика и прочие меры.
Если говорить о процентной политике ЦБ РФ в 2008–2009 гг., то ее можно разделить на два этапа. На первом этапе Банк России четыре раза (12 ноября, 1 декабря 2008 г., 2 и 9 февраля 2009 г.) повышал ставку рефинансирования. При этом до первого повышения ставки в период кризиса ЦБ РФ снизил ставки по ряду инструментов предоставления ликвидности кредитным организациям, не меняя при этом ставки рефинансирования. Данная мера была призвана облегчить банкам доступ к ликвидным ресурсам. В результате четырех повышений ставка рефинансирования выросла с 11 до 13% годовых, а ставки по кредитам ЦБ РФ коммерческим банкам увеличились на сопоставимую величину.
Основной причиной повышения процентных ставок стало желание ЦБ РФ увеличить стоимость ресурсов, привлекаемых у него кредитными организациями и вкладываемых затем в валютные активы. Напомним, что с 23 января 2009 г. ЦБ РФ установил верхнюю границу технического коридора бивалютной корзины на уровне 41 рубль за доллар и объявил о готовности поддерживать курс рубля на данной границе в течение как минимум нескольких месяцев. При этом уже 30 января стоимость бивалютной корзины превысила 40 руб. после окончания периода налоговых выплат и появления у банков свободной рублевой ликвидности. Учитывая, что еще в ноябре 2008 г. стоимость бива-лютной корзины была ниже 30 руб., покупка валюты стала очень выгодным направлением вложений средств для российских экономических агентов. Девальвационные ожидания поддерживались низкими ценами на нефть, способствовавшими снижению валютных поступлений в страну, и оттоком капитала с развивающихся рынков. В такой ситуации Банк России решил ограничить возможности банков по покупке валюты, увеличив для них стоимость привлечения рублевых ресурсов. Одновременно с помощью такой меры Банк России продемонстрировал готовность поддерживать курс рубля на выбранном уровне, что способствовало снижению покупок валюты экономическими агентами и снижению активности спекулянтов на валютном рынке. Учитывая, что средства Банка России играли все большую роль в пассивах российских кредитных организаций, такая политика действительно помогла снизить привлекательность покупок валюты на фоне заявлений руководства ЦБ РФ о том, что резкое сокращение импорта в конце 2008 г. – начале 2009 г. позволило сбалансировать счет текущих операций платежного баланса.[12]
Статьи по теме:
Правовые аспекты строительной деятельности
Строительные организации в качестве хозяйствующих субъектов экономики характеризуются рядом отраслевых особенностей в технологии производства, организационно-правовых основах деятельности, системе бухгалтерского учета и налогообложения.
К строительству как отрасли материального производства относ ...
Задачи развития банковского сектора России
Во-первых, с учетом протяженности территории России и неравномерности ее экономического развития есть смысл изменить процедуру централизованного лицензирования банковской деятельности и передать полномочия регионам. Т.е. таким образом возможен рост региональных банковских секторов, путем увеличени ...
Возможные угрозы экономической безопасности кредитной
организации ОАО «Сбербанк России»
Экономическая безопасность банковской деятельности – это состояние наиболее эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования коммерческих банков.
Главной целью обеспечения экономической безопасности банка является достижение максимальной стаб ...