Финансовый кризис обусловил генезис и развитие экономического кризиса во всех странах мира, в том числе и в сравнительно неустойчивом рыночном хозяйстве России. Логики и побудительные мотивы данного состояния экономики имеют свои причины, которые коренятся в опережающем росте виртуальной формы, т.е. фиктивного капитала в сравнении с реальным капиталом. Такое состояние мировой экономики является закономерным, так как "за последние 30 лет стоимость мировых финансовых активов (акции, негосударственные и государственные долговые обязательства, банковские вклады), росли намного быстрее, чем мировой ВВП. Если в 1980 г. общемировая стоимость финансовых активов ("виртуальный" капитал) равнялся 12 трлн долл. – 119 % мирового ВВП (10 трлн долл.), то в 2007 г. она увеличилась до 119 трлн долл., т.е. более, чем в 3,5 раза – 356 % ВВП".
В связи с ростом виртуальности капитала, который создаётся финансовыми институтами, в том числе и банковской системой экономическое положение банков находится в зоне постоянного роста риска. Это явление объективно, оно реально, а поэтому банкам необходимо наращивать усилия, повышать эффективность в направлении минимизации нарастающих угроз и рисков. Однако проведённые исследования дают основания для вывода, что в России около 50 % банков в своей деятельности не учитывают сложившегося положения как в мировом экономическом пространстве, так и на национальном его уровне. Подавляющее большинство руководителей банковских институтов провели (или планируют провести) анализ собственных систем по управлению рисками. Однако при этом только 42 % из них намерены существенно изменить этот процесс. Судя по всему, ряд банков ещё не осознали до конца всю масштабность негативных последствий кризиса для банковской сферы, а также роль и возможности риск-менеджмента в упреждении кризисных ситуаций.
Представители участвовавших в исследовании банков практически не сомневаются, что отсутствие должной дисциплины при управлении рисками стало одним из факторов, предопределивших финансовый кризис. Однако говоря об антикризисных мерах, только четверо из десяти руководителей банков сообщили, что в их организациях планируются достаточно серьёзные преобразования, которые необходимо осуществить в условиях кризиса такого масштаба. Когда он только начинался, многие называли причиной потерь общее стремление банков повысить доходы, когда политика лёгкого доступа к кредитам или политика вознаграждений не способствовали созданию устойчивой ценности для акционеров в долгосрочной перспективе. Эти факторы действительно сыграли свою роль, однако надёжные системы управления рисками должны были бы снизить их воздействие. Поэтому ключевым элементом "исцеления" после кризиса должна стать перестройка всей системы управления рисками в банковской сфере посредством её ориентации на реальный сектор производства. Но наряду с этим необходимо решать следующие проблемы управления рисками:
повышения уровня профессиональных знаний по управлению рисками, в том числе и руководителям банков;
обеспечения роста эффективности функционирования служб управления рисками на основе использования новых информационных технологий, экономико-математических теорий и методов, проведения постоянного мониторинга вопросов, связанных с использованием банковских средств с целью минимизации рисковых операций;
внедрения системы менеджмента качества в банковской сфере, в том числе и в службах управления рисками.
76 % респондентов по-прежнему считают выявление и управление рисками своего рода вспомогательной функцией. Тем не менее, семеро из десяти признают, что авторитет данной службы вырос по сравнению с тем, что наблюдалось два года назад. Ещё больший процент респондентов уверен в том, что высокий уровень работы с рисками может являться значительным конкурентным преимуществом для банка. Кроме того, многие респонденты считают, что уровень ответственности и авторитета руководителей тех подразделений, которые отвечают за работу с рисками, теперь значительно возрастет, особенно при разработке стратегий развития и размещения капитала. Но для того чтобы это действительно произошло, нужно сделать так, чтобы эти подразделения перестали считать вспомогательными.
Статьи по теме:
Организация процесса
кредитования в коммерческом банке
Каждый банк разрабатывает свой собственный регламент работы с заёмщиками, однако в целом данный процесс может быть разделён на несколько этапов. Общая схема организации процесса кредитования заёмщика в банках и взаимодействия подразделений банка в этом процессе представлена в Приложении 1.
Рассмо ...
Перспективы развития страхового рынка
Прогнозы в условиях мирового кризиса не утешительные. Так главы Федеральной службы страхового надзора (ФССН) и Российского союза автостраховщиков (РСА) призвали участников рынка готовиться к худшему. Самый оптимистичный прогноз на два-три года - ежегодный рост рынка на 5%.
Страховой рынок России ...
Условия предоставления кредита
Банк – это финансовая организация, учреждение, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, предприятиям гражданам и другим банкам.
Банки выпускают, хранят, предоставляют в кредит, покупают и продают, обменивают деньги и цен ...