Оценка премий, которые страхователь выплачивает страховщику для обеспечения страховой защиты, осуществляется с помощью моделей оценки коэффициентов тарификационной системы. Однако основная масса актуарной литературы фокусирует свое внимание на оценке моделей частоты и объема требований как составляющих объема ущерба. Недостаток этого подхода заключается в том, что. Во-первых, не учитывается корреляция признаков, влияющих на характеристики ущерба, и, во-вторых, не учитывается распределение совокупного ущерба по группам договоров.
Некоторые специалисты предлагают использовать обобщенную линейную модель, но модели этого типа позволяют получить эффективную оценку лишь для распределений экспоненциального семейства.
В рисковом страховании тариф состоит из двух частей: базовая часть тарифа состоит из последовательности критериев риска, которые определяют структуру портфеля. Эти характеристики обычно соответствуют структуре традиционной статистики риска, когда группы формируются в соответствии с основным критерием. Эта структура может быть представлена в виде линейной комбинации фиктивных переменных. Кроме того, премии зависят от системы дополнительных надбавок и скидок, которые обычно отражают более индивидуальные критерии риска, такие как возраст и стаж в автомобильном страховании. Для оценки коэффициентов тарификационной системы ОСАГО предлагается использование обобщенной рейтинговой модели, позволяющей не ограничивать семейства распределений и соответствует традиционно сложившейся структуре страхового тарифа в отраслях рискового страхования.
Для решения поставленной задачи были получены данные по выплатам одной из страховых компаний, содержащие информацию о месте наступления страхового случая, половой принадлежности виновников ДТП, типе ТС (иномарка/отечественная, мощность ТС, грузовой/легковой).
Анализ полученных данных осуществлялся с помощью программных средств Statistica 6.0, а также Microsoft Excel. Для начала был проведен анализ зависимости размера страховой выплаты от каждого фактора в отдельности и при одновременном действии нескольких факторов.
а) Территория использования ТС
Таблица 4 – Коэффициент убыточности по территории использования ТС
Территория использования ТС |
Выплаты, млн. руб. |
КУ, % |
0,5 |
6 850 238 |
94,1 |
0,8 |
188 225 |
63,2 |
1 |
13 391 961 |
63,8 |
1,3 |
26 163 230 |
97,7 |
1,6 |
54 414 |
219,5 |
Москва |
287 524 |
51,2 |
Рис.21 – Расчет зависимости средней выплаты от территории использования ТС
Из представленных расчетов видно, что ДТП в городе происходят в 1,7 раза чаще, чем за его пределами. В то же время поправочный коэффициент, установленный государством для Ростова-на-Дону, составляет 1,3 (т.е. заложено превышение в 3 раза)
Статьи по теме:
Страхование автотранспорта в России сегодня
страхование автотранспорт обязанность
В связи с развитием производства автомашин и распространением автомобильного транспорта во всем мире возникла необходимость в страховании средств транспорта и гражданской ответственности владельцев этих средств.
На российском страховом рынке, который насчиты ...
Кредитование с овердрафтом
Кредиты с овердрафтом - схема кредитования, дающая клиенту право оплачивать со своего расчетного счета товары, работы, услуги своих контрагентов в сумме, превышающей объем кредитовых поступлений на его счет, т.е. иметь на этом счете дебетовое сальдо, максимально допустимые размер и срок которого у ...
Анализ структуры и динамики ипотечного кредитования
Первый ипотечный кредит в нашей республике был выдан 13 июля 2000 года, отсюда можно считать и начала развиваться ипотека в Чувашской республике. Из года в год в бюджете ЧР на цели ипотечного кредитования предусмотрено выделение средств во все возрастающих
объемах: 2003 год - 132,7 млн. рублей, 20 ...