Нормативно-правовое обеспечение гарантирования банковских вкладов

Информация » Гарантирование банковских вкладов » Нормативно-правовое обеспечение гарантирования банковских вкладов

Страница 1

Деятельность по гарантированию банковских вкладов в основном регулируется четырьмя основными законодательными актами [38]:

· Федеральный закон от 23.12.2009 № 177-ФЗ “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации”;

· Федеральный закон от 20.07. 2010 № 67-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Внесен Правительством РФ).

· Указание от 16.01.2010 № 1379-У “Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов”;

· Положение от 16.01.2010 № 247-П “О порядке рассмотрения Банком России заявления об обжаловании отрицательного заключения Банка России на повторное ходатайство о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов”;

· Положение от 16.01.2010 № 248-П “О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов”.

В начале 1995 года на обсуждение Государственной Думы был предложен законопроект «О гарантировании банковских вкладов». Этот законопроект был одобрен, одобрен Советом Федерации, но на него было наложено вето Президентом. Сложность вопроса о гарантировании сбережений граждан в банках Российской Федерации заключается в том, что на сегодняшний день достаточно сложно спрогнозировать ситуацию вообще в деятельности коммерческих банков. Все кризисы предыдущие показали, что недостаточно качественный надзор, возможность паники населения в отношении каких-то банков приводит к тому, что очень трудно предсказать экономическую устойчивость банков. Раз трудно предсказать экономическую устойчивость банков, то в условиях достаточно большой инфляции, которая была до последнего времени, достаточно сложно выстроить такую систему, которая полностью устраивала бы вкладчиков в плане обеспечения их вкладов. В этом есть концептуальная проблема написания этого закона. Кроме того, тот банковский кризис, который произошел в 2006 году, он нас многому научил. Научил прежде всего адекватно оценивать состояние банков, вводить новые технологии надзора за банками и, безусловно, определил, что без работы банков с населением, без возможности привлечения денежных средств населения функционировать банку будет достаточно сложно. И именно эти факторы определяют необходимость этого закона [11].

В законе есть несколько проблемных моментов, в первую очередь это проблемный момент, связанный с тем, какая банковская система у нас сформировалась вообще как таковая. Здесь нужно провести некоторый экскурс в историю и посмотреть, что наши крупнейшие в основном банки сформировались на базе государственных банков. В связи с этим, что те банки, которые имеют большую филиальную сеть, которые сейчас достаточно сильно позиционируются на рынке частных вкладов, при этом имеют законодательно закрепленные на сегодняшний день привилегии, как определение законодательного гарантирования в этих банках, – что, безусловно, приводит к тому, что у этих банков есть преимущество по отношению к другим коммерческим банкам. И хотя у нас сложился стереотип, что эти банки являются якобы государственными, а те – негосударственными, здесь нужно понимать, что у нас сегодня все банки являются коммерческими, они все являются или акционерными обществами, или обществами с ограниченной ответственностью. Это юридические термины, а за ними стоит одна цель - получение прибыли. И когда мы говорим, что одному банку получать прибыль можно по таким правилам, используя вот такое преимущество, а другим нельзя получать прибыль, имея это преимущество, создаются условия, с которыми, наверное, согласиться нельзя, их нужно выровнять. Все банки, по нашему мнению, должны работать в одинаковых экономических условиях. на сегодняшний день закон изменил свое наименование, он сегодня называется "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". И связано это с вопросом юридической техники, с удобством закрепления определенных норм и использования этих норм уже при работе системы страхования вкладов.

Совет Федерации 10 декабря 2009 года одобрил Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» [1], с принятием которого завершился долгий процесс законодательного оформления государственного страхования сбережений граждан, помещенных в кредитные учреждения. До сих пор государство гарантировало только сохранность вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации. Поэтому уровень банковских услуг и финансовая устойчивость любой кредитной организации априори не делали ее конкурентом главного сберегательного банка страны – граждане после финансового обвала 2006 года не доверяли коммерческим банкам.

По мере роста денежных доходов населения эта диспропорция в структуре банковских капиталов стала существенно тормозить развитие банковской системы.

Новый Федеральный закон, вернее целый пакет законов, институционализирует систему страхования банковских вкладов, определяет правовые основы и порядок функционирования этой системы, а также регулирует отношения между основными субъектами системы, которыми являются банки, вкладчики банков (физические лица), Агентство по страхованию вкладов (Агентство), органы исполнительной власти и Центральный банк Российской Федерации.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Разработка рекомендаций по выбору оптимального графика платежей для заемщика с целью снижения банковских рисков
График платежей (график погашения кредита) - документ, с указанием сроков (точных дат), в которые клиент (заемщик) обязан производить выплаты процентов и основной суммы по полученному кредиту. Этот документ выдается на руки заемщику вместе с подписанным кредитным договором. Кредитный договор явля ...

Государственное регулирование страхования
Страховое законодательство Великобритании в основном гармонизировано с требованиями страховых директив ЕС. Так, вопросы накопительного страхования жизни подлежат правово­му регулированию английским законом о финансовом обслужи­вании 1986г. (Financial Services Act, 1986). Деятельность друже­ских об ...

Российский рынок государственных облигаций
Осенью 1992 г. Центральный банк пригласил все крупные российские банки принять участие в формировании государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Тогда откликнулись только шесть банков. С мая 1993 г. рынок ГКО начал функционировать. Сейчас на рынке ГКО торгуют свыше 50 банков. ГКО - это беспроц ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bavari.ru