Экспертное заключение[4] на проект "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и на период 2013 и 2014 годов", подготовленный Банком России.
Проект "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов" (далее - Проект) определяет на предстоящий 3-летний период приоритетные направления денежно-кредитного регулирования:
Завершение перехода к таргетированию инфляции;
Осуществление валютной политики в условиях гибкого курсообразования;
Активное использование политики управления процентными ставками;
Пристальное внимание вопросам финансовой стабильности.
Операционные задачи, намеченные Банком России
В начале Проекта перечислены принципы денежно-кредитной политики (ДКП). По своей сути они определяют операционные задачи, которые будет призвана решать национальная ДКП в предстоящий 3-летний период. Для того, чтобы представить преемственность и последовательность ДКП Банка России, целесообразно сопоставить запланированные меры с аналогичными задачами, зафиксированными в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов" (далее - Документ).
Сопоставление перечней операционных задач, содержащихся в Документе и Проекте, позволяет сделать вывод: при общей схожести формулировок операционных задач в них явно прослеживаются существенные разночтения.
Таргетирование инфляции
В Документе была поставлена задача "подготовки к введению режима таргетирования инфляции", а в Проекте уже говорится о "завершении перехода к таргетированию инфляции" - цель, которая представляется как минимум преждевременной, поскольку условия, необходимые для перехода к таргетированию инфляции, в 2011 г. Банком России не были созданы. В качестве наиболее важных предварительных условий следует выделить успешное завершение дезинфляции и отказ от манипулирования обменным курсом.
Во-первых, в 2011 г. Банку России не удалось провести эффективную дезинфляцию. Свидетельством тому приводимые им данные о темпах инфляции в первом полугодии - 9,4-9,6%, намного превышающие намеченные в Документе количественные параметры желательных темпов инфляции на текущий год и предстоящий период. В Документе ставилась задача удержать годовые темпы инфляции в пределах 5-7%, в Проекте - снизить темп инфляции до 4-5% в год к 2014 г.
Расширительная фискальная политика и подчинение ДКП интересам бюджетной поддержки национальной экономики не дадут возможности Центральному банку эффективно сдерживать в установленных пределах темпы инфляции. Наконец, ни в Документе, ни в Проекте даже не предполагает отказываться от проведения валютных интервенций, порой маскируя их объемы валютными операциями квазигосударственных институтов.
Низкая транспарентность деятельности Банка России, отсутствие эффективных коммуникаций с обществом не позволяет ему решить задачу завершения перехода к таргетированию инфляции. Фиксация в Проекте заранее недостижимых темпов инфляции может лишь укрепить недоверие общества к политике Центрального банка и усилить инфляционные ожидания экономических субъектов.
Валютная политика
В Документе отмечалось, что Банк России "продолжит движение в сторону свободного курсообразования", в Проекте же сказано: "реализация ДКП будет проходить в условиях гибкого курсообразования".
Эти две формулировки закономерно вызывают вопросы:
"свободное курсообразование" и "гибкое курсообразование" - синонимы или разные понятия?
Если синонимы, то означает ли это, что в нашей стране завершилось "движение в сторону" и теперь режим рубля Банк России считает "свободно плавающим"?
Если это разные понятия, то в чем их различие?
По какой причине Банк России меняет используемую терминологию и не применяет категории, установленные в официальной классификации МВФ режимов обменного курса (2009 г.), хотя в соответствии с уставом Фонда должен это делать?
Расширительная фискальная политика и подчинение денежно-кредитной политики интересам бюджетной поддержки национальной экономики не дадут возможности Центральному банку эффективно сдерживать в установленных пределах темпы инфляции.
И в документе, и в Проекте Банк России берет на себя обязательство проводить валютные интервенции "с целью сглаживания избыточной волатильности валютного курса", не влияя при этом на его динамику, "формируемую фундаментальными факторами". Но Центральный банк не раскрывает, какие фундаментальные факторы при этом он учитывает, что понимает под избыточной волатильностью обменного курса рубля, каков временной горизонт анализа? В Проекте Банк России разъясняет, что его политика вмешательства в курсообразование рубля привязана к притокам/оттокам иностранного капитала в страну. Но вместо сглаживания избыточной волатильности такой подход ее только усиливает, что не преминуло сказаться на стоимости бивалютной корзины: на 1 января 2011 г. - 34,91 руб., на 31 июля 2011 г. - 33,01, на 31 августа 2011 г. - 34,70 и на 23 сентября 2011 г. - 37,01 руб.
Статьи по теме:
Развитие рынка ценных бумаг на современном этапе в России
Период 1993—1997 гг. отличался динамичным и качественным развитием рынка государственных ценных бумаг. Они стали играть ведущую роль на фондовом рынке страны, так как были самыми надежными среди прочих инструментов. Кроме того, государство остро нуждалось в дополнительных ресурсах для выравнивания ...
Автоматизированные системы торговли
Признавая, что человеческие эмоции и ожидания влияют на формирование курса ценных бумаг, логично также признать, что эмоции человека влияют и на принимаемые им решения. Многие инвесторы пытаются исключить эмоции из процесса торговли, возложив принятие решений на компьютеры. Очень привлекательна в ...
Анализ кредитного портфеля
Основной задачей анализа является выявление зон повышенного риска, улучшение эффективности кредитных операций, обеспечение сбалансированности кредитной политики, направленной на получение максимальных доходов при оптимальном риске.
В процессе анализа изучаются следующие данные:
остатки ссудной з ...