Безусловно, требует проверки его кредитная история, личные качества руководителей фирмы и оценка целей, на которые компания просит предоставить кредит. Кроме этого, для банка будет иметь значение сумма кредита, срочность, порядок погашения основной суммы и уплата процентов , а также обеспечение. С большой долей вероятности можно утверждать, что если компания является клиентом банка, то кредит будет предоставлен ей на более льготных условиях, чем в случае, если ее основной счет находится в другом банке.
Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка [28]:
– рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;
– изучение кредитоcпособности клиента и оценка риска по ссуде
– подготовка и заключение кредитного соглашения;
– контроль за выполнением условий соглашения и погашением кредита.
Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение.
Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк.(см. приложение 4 ) Эти документы – необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.
Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком – владельцем или представителем руководства фирмы. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет КИ не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.
В ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по 4 – 5 группам. Примеры вопросов приводятся ниже [43].
1. Сведения о клиенте и его компании:
– является ли фирма единоличным предприятием, товариществом или корпорацией;
– как давно учреждена компания;
– какова ее продукция;
– кто владельцы, сколько акций они имеют;
– каков опыт и квалификация менеджеров;
– прибыльна ли компания;
– кто основные поставщики и покупатели;
– на каких условиях продается продукт.
2. Вопросы по поводу просьбы о кредите:
– какую сумму денег компания намерена получить у банка;
– как рассчитана эта сумма;
– достаточно ли аккуратно составлен прогноз финансовых потребностей;
– учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить заем, срок службы активов, финансируемых с помощью займа;
– учитывают ли условия займа способность клиента погасить кредит в срок.
3. Вопросы, связанные с погашением кредита:
– как клиент предполагает погашать кредит;
– сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла;
– имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита;
– есть ли лица, готовые дать гарантию и каково их финансовое положение.
4. Вопросы по поводу обеспечения займа:
– какое обеспечение будет передано в залог;
– кто владелец обеспечения;
– где складировано обеспечение;
– находится ли дно под контролем клиента и может ли быть продано;
– требуется ли чье-либо особое разрешение, чтобы продать обеспечение;
– как была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве обеспечения;
– подвержено ли обеспечение порче;
– каковы издержки по хранению обеспечения.
5. Вопросы о связях клиента с другими банками:
– какие банки используются в настоящее время клиентом;
– обращался ли он к другим банкам за ссудой;
– почему клиент пришел в этот банк;
– имеются ли непогашенные займы и каков их характер.
После ознакомления с заявкой и предварительной беседой с кредитополучателем кредитный специалист выезжает на анализ. Анализ кредитоспособности производиться на основании посещения офиса клиента, проверки представленной клиентом информации, и анализа фактического финансового положения субъекта хозяйствования. Процесс анализа включает оценку кредитоспособности клиента – его способность получить и обслуживать кредит. Для получения кредита оцениваются пять ключевых элементов, характеризующих заемщика: личные качества (положительная репутация), способность выплатить кредит (достаточное количество денежной наличности для выполнения кредитных обязательств), достаточность собственного капитала наличие обеспечения (наличие средств для предоставления обеспечения возврата кредита), и благоприятные условия (условия осуществления бизнеса заемщиком и экономическая ситуация в целом).
Статьи по теме:
Обеспечение кредитов
Собственность, заложенная в качестве гарантии полной выплаты кредита, называется залогом.
Если заемщик не в состоянии выплатить кредит, то есть не выполняет ипотечные обязательства, банку разрешено по закону изъять (получить права собственности на) заложенную собственность и продать ее, чтобы ком ...
Страховые резервы
Необходимость наличия страховых резервов обусловлена временным разрывом между поступлением страховой премии и ее расходованием на страховые выплаты. Поскольку страховая премия по договорам страхования всегда поступает раньше, чем происходят страховые случаи и производятся страховые выплаты по эти ...
Управление кредитными рисками в процессе кредитования
В банковской практике управление кредитным риском является центральным направлением банковской деятельности. Кредитный риск, т.е. опасность, что дебитор не сможет осуществить процентные платежи или возвратить основную сумму кредита в соответствии с условиями, указанными в кредитном соглашении, явл ...