С 1 июня 2008 года окончательно определена сумма обеспечения финансовой ответственности туроператоров. Для компаний, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма, она составит 10 миллионов рублей. Для туроператоров в сфере внутреннего и международного туризма – также 10 миллионов рублей. А вот размер финансового обеспечения для компаний, осуществляющих деятельность исключительно в сфере внутреннего туризма, по сравнению с первым вариантом законопроекта сокращен в два раза – с 1 млн. рублей до 500 тысяч.
В переходный период до 1 июня 2008 года размер финансового обеспечения по договору страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма (или международного и внутреннего туризма одновременно), составил 5 млн. рублей. После окончания переходного периода для туроператоров, осуществляющих свою деятельность в сфере международного туризма, размер финобеспечения будет составлять 10 млн. рублей [1, ст. 17.2].
Также приняты поправки, предусматривающие расширение оснований для выплаты страхового возмещения туроператором. В частности, речь идет о неисполнении одной или нескольких услуг по перевозке и размещению, указанных в договоре с туроператором, а также иные отступления от положений договора. Кроме того, основанием для выплаты страхового возмещения является наличие существенных недостатков, включая существенные нарушения в области качества и безопасности туристического продукта.
Вводимые фингарантии могут разделить туроператоров на два лагеря в зависимости от их отношения к турагентам. Так некоторые компании считают необходимым ввести фингарантии для турагентов, заключая договоры на новый срок, прежде всего, с теми агентствами, которые имеют годовой оборот их туров на сумму не менее $50 тыс. Стоит отметить, что подобную позицию разделяют во многих туроператорских компаниях. Как объясняет руководство этих туроператоров, введение таких мер поможет сократить их издержки на администрирование по сопровождению работы турагентов и их договоров, позволит уменьшить количество претензий из-за непрофессиональной работы розницы, а также еще сильнее свяжет с ними лояльные агентства [38].
Деятельность турагента согласно предложенному проекту федеральным законом не регулируется. Между тем турагенты – это основная масса предприятий в сфере туризма, кроме того, туроператорская и турагентская деятельность часто смешаны в процессе оказания услуг населению. Турагент, как розничный продавец туров, вступает в непосредственные отношения с потребителем, предоставляет необходимую информацию для выбора тура, разъясняет специфику путешествия, принимает денежные средства в оплату тура и выдает необходимые туристские и проездные документы. По существующей практике туроператор может не присутствовать на территории РФ, нередко турагент реализует туры иностранного поставщика и переводит платеж за услуги непосредственно на счета иностранной компании.
Для регламентации деятельности турагентов проект содержит ссылку на Порядок работы турагентов, который будет утвержден Правительством РФ. Однако следует учесть, что указанный Порядок или правила работы турагентов по существу должны соблюдаться добровольно, то есть без угрозы потерять право на осуществление турагентской деятельности или подвергнуться какому-либо наказанию за их неисполнение. Предложенная в проекте поправок схема обеспечения ответственности туроператоров перед потребителями напрямую зависит от действий турагента и оформления тура. От грамотности работы турагента будет во многом зависеть возможность применения финансовых гарантий туроператора. Между тем сведения о турагенте (продавце), согласно тексту поправок, даже не относятся к существенным условиям договора. Отсутствие контроля за деятельностью турагентов, отсутствие их государственного учета и разрешительной системы, фактическое освобождение их от ответственности может привести к самым пагубным последствиям и значительному ухудшению положения потребителей и возможности защиты их прав [31].
В заключение этой главы можно отметить следующие моменты. В качестве способа защиты прав потребителей вводится механизм финансового обеспечения ответственности туроператоров в виде банковской гарантии или договора страхования ответственности туроператора. Пока страхование ответственности за неисполнение обязательств перед клиентами является более доступным способом получения финансового обеспечения, чем банковская гарантия возмещения убытков. Это, прежде всего, связано с тем, что размер страховой премии, подлежащей уплате страховой компании по договору страхования ответственности туроператора, гораздо меньше, чем размер процентов, которые туроператор отдаст банку за предоставление банковской гарантии.
Статьи по теме:
Понятие валюты и валютного рынка
Валюта
— это деньги (денежная единица) другого государства. Как известно, при наличии спроса и других предпосылок деньги могут выступать в качестве специфического товара, имеющего свою цену (для банков деньги существуют, прежде всего, в этом качестве). Если в роли товара фигурируют иностранные де ...
Вынесение
кредитного проекта на рассмотрение кредитного комитета банка
По результатам анализа кредитного проекта, проведенного службой безопасности, юридической и залоговой службами, каждая служба составляет заключение, которое должно быть подписано исполнителем и руководителем соответствующей службы.
Обобщенные результаты анализа, проведенного кредитным подразделен ...
О политике рефинансирования
В сложившейся после кризиса ситуации, когда банки вынуждены сдерживать кредитование, на наш взгляд, им требуется предоставить гарантии рефинансирования со стороны ЦБ РФ под определенные, важные для развития регионов и страны в целом проекты (по нашим расчетам, около 1,5 трлн руб.). Банк России пут ...