На современном этапе ЦБ России продолжает проводить политику управляемого плавания валютного курса, так как в отсутствие законодательно оформленного и эффективно функционирующего стабилизационного фонда Правительства РФ переход на использование режима плавающего обменного курса может привести к его переоценке, что чревато большим ущербом для национальной промышленности. Кроме того, в условиях относительно высоких цен на нефть переход на плавающий обменный курс может вызвать резкое изменение относительной привлекательности активов, номинированных в российской и иностранной валюте. С созданием стабилизационного фонда Банк России последовательно сокращать свое участие на валютном рынке, способствуя постепенному внедрению рыночных механизмов определения стоимости рубля. Это позволит более эффективно контролировать динамику денежного предложения и инфляции, повысит роль процентной политики Банка России, способствующей стимулированию инвестиций и увеличению темпов экономического роста в перерабатывающих отраслях промышленности [15].
Государственное регулирование денежно-кредитной сферы через традиционные методы — учетную ставку, операции на открытом рынке и нормы обязательных резервов — имеет свою специфику.
Ставка рефинансирования, применяемая в России, никогда не была отражением объективно существующей взаимосвязи реального и денежного секторов экономики. Практически дело касалось не регулирования кредитной деятельности банков через ставку рефинансирования, а использования банков как «проводников» централизованных кредитов, предоставляемых на адресной основе отдельным отраслям, регионам, предприятиям. С февраля 2004 г. на смену практике рефинансирования банков под переучет векселей пришел проект по рефинансированию коммерческих банков под залог кредитных требований и векселей предприятий группы «промышленность», «связь» и «транспорт». Реализация проекта началась в Санкт-Петербурге, и в случае удачи схема будет распространена по всей стране. Однако кроме векселя предприятия банк — участник проекта должен дополнительно предоставить гарантию по кредиту еще от одной кредитной организации, что значительно усложняет участие банков в проекте. Трудности в реализации этого начинания связаны и с тем, что Банк России на сегодня не располагает комплексной базой данных о предприятиях. Отсутствует также адекватная правовая база и система институтов, с помощью которых данный проект может быть реализован, т.е. будет способствовать стимулирующему воздействию на перевод кредитных ресурсов в реальный сектор экономики [15].
С июня 2003 г. ставка рефинансирования составляет 16%. Фактически она существует номинально, поскольку Банк России практически прекратил выдачу кредитов но ставке рефинансирования, а потенциальные заемщики почти не подают заявок на их получение, так как ее уровень существенно превышает процентные ставки по денежным активам, получаемым по другим каналам финансового рынка. В результате предприятия лишаются возможности полностью списывать стоимость заимствований на себестоимость продукции и вынуждены платить дополнительные налоги. Использование ставки рефинансирования носит также фискальный характер, поскольку пени за налоговые правонарушения составляют 1/300 действующей ставки рефинансирования.
Следовательно, в настоящее время ставка рефинансирования является лишь формальным индикатором процентных ставок на финансовом рынке. Банки ориентируются на этот показатель постольку, поскольку его задает Центробанк. Реальные операции кредитования коммерческих банков Банком России со ставкой рефинансирования не связаны. Для придания ставке рефинансирования статуса реального макроэкономического показателя необходимо ее снижение до уровня, не превышающего нормальную доходность в экономике. Другой инструмент регулирования государством денежно-кредитной сферы — норма обязательных резервов. Требования к уровню обязательных банковских резервов подвержены частым изменениям, позволяющим использовать этот инструмент для оперативного управления. В результате банки собирают ресурсы, платят за них, а Банк России забирает эти ресурсы бесплатно вместо создания условий для их эффективного использования как коммерческими банками, так и государством. В отдельные годы обязательные резервные требования устанавливались на уровне 20% (в развитых странах максимальная их ставка составляет 7-15%).
Статьи по теме:
Сегментация банковских продуктов
В целях соблюдения принципа концентрации, все операции, осуществляемые банком в интересах клиентов, классифицируются в три группы:
1. Базовые операции– стандартизированные банковские операции, предназначенные для потребления всеми клиентами. Базовые операции внедряются в первую очередь, как в гла ...
Анализ доходов и расходов
Показатель чистой прибыли в 2007 г. достиг 444 978 тыс. руб., что является максимальным значением за последние четыре года. Высокие финансово-экономические показатели достигнуты Обществом в первую очередь за счет правильно проводимой тарифной политики и реализации Плана оздоровления финансового по ...
Проблемы и пути
совершенствования системы ипотечного кредитования в Белгородской области
Дальнейшее развитие ипотеки будет напрямую зависеть от динамики экономического роста. На сегодня более 60% россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия, поэтому в долгосрочном плане рынок ипотечного кредитования имеет огромный потенциал. В то же время в условиях ужесточения фондирования со сто ...