Понятие реинжиниринг возникло примерно в 1990 г. и по сегодняшний день продолжает вызывать активный интерес специалистов в области менеджмента и информационных технологий. К настоящему времени, данная тема активно изучается, по ней написаны десятки монографий, сотни статей, материалы конференций, проводимых ежегодно. Наиболее популярной остается книга М. Хаммера и Дж. Чампи "Реинжиниринг корпораций: революция в бизнесе", выпущенная еще в 1993 г. В настоящее время реинжиниринг взят на вооружение большинством ведущими компаниями мира. Все более растущую популярность данная технология начинает приобретать и в нашей стране.
М. Хаммер предложил следующее определение понятия реинжиниринга: "Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих современных показателях деятельности компании, таких как стоимость, качество, сервис и темпы". [ 43, c.32]
Остановимся более подробно на ключевых словах данного определения. Объектом реинжиниринга является не компания, а процессы. При традиционном подходе внимание фокусируется на отдельных функциях, работах и исполнителях. Проблема заключается в том, что процессы не удается описывать так же легко, как организационные иерархические структуры. Организационные подразделения, как правило, выполняют лишь узкие функции, а процессы же пронизывают организационные структуры. В них участвуют различные подразделения организации. Усовершенствование отдельных функций, которые выполняются отдельными организационными единицами, рассматриваемых вне взаимосвязи друг с другом и с конечным продуктом компании, в большинстве случаев не ведет к повышению эффективности производства в целом, а лишь позволяет закрепить существующую технологию.
Фундаментальное переосмысление предполагает исследование и ревизию не только способов ведения деловых процессов, но и более фундаментальных вопросов, а именно, таких как, что компания делает, как и почему она это делает, и что должно быть? В ходе реинжиниринга также могут быть полностью переосмыслены правила и предположения, которые положены в основу текущего способа ведения бизнеса.
Радикальное перепроектирование означает такое перепроектирование, которое затрагивает суть явлений, а не только их поверхностные изменения. Это, скорее, изобретение, а не просто улучшение или модификация.
Под резкими скачкообразными улучшениями понимается улучшение всех показателей деятельности компании в десятки раз, а не на 10 - 100%, как при использовании более традиционных методов, например технологии управления качеством.
В реинжиниринге можно выделить два существенно отличающихся друг от друга вида деятельности:
- кризисный реинжиниринг (перепроектирование и реинжиниринг бизнес-процессов), где речь идет о решении крайне сложных проблем организации, когда дела компании развиваются довольно плохо и необходим комплекс мер, который позволил бы ликвидировать «очаги заболевания»;
- Реинжиниринг развития (совершенствование бизнес-процессов), который применим тогда, когда дела у организации идут в целом неплохо, но ухудшилась динамика развития, стали опережать конкуренты. [ 43, c. 51]
По мнению К. Коулсон - Томаса, реинжиниринг развития приводит к заметному улучшению, однако это улучшение всего лишь приростное по отношению к существующему уровню ведения бизнеса. Такое совершенствование, по большому счету, происходит за счет отказа от малоценных дополнительных видов деятельности, передвижения границ между подразделениями и делегирования полномочий для того чтобы повысить производительность и сэкономить требуемые ресурсы. В противоположность простому совершенствованию, реинжиниринг предполагает осуществление радикальных, то есть коренных изменений. Это может означать кризисный реинжиниринг не только бизнес-процессов, но и всей организации в целом, а также взаимоотношений с поставщиками и потребителями. Подобная реструктуризация осуществляется после глубокого и тщательного обследования, которое вскрывает как недостатки, так и скрытые неиспользованные возможности персонала, процессов, информации и технологии, а также после осмысления новых способов их эффективного взаимодействия.
Статьи по теме:
Факторы и угрозы, влияющие на экономическую безопасность
кредитной организации ОАО «Сбербанк России»
Все факторы экономической безопасности организации в зависимости от источника возникновения можно поделить на объективные и субъективные. Объективные возникают без участия и помимо воли предприятия или его служащих, независимы от принятых решений, действий менеджера. Это состояние финансовой конъю ...
Страхование транспортных средств
Страхование автотранспорта сегодня переживает период интенсивного развития по сравнению с прошлыми годами. Происходит это по нескольким причинам: обязательность страхования гражданской ответственности, высокая стоимость автомобилей иностранного производства, увеличение количества автоаварий, а так ...
Понятие, место и функции страхового рынка
Страховой рынок — составная часть финансового рынка страны, где
предметом купли-продажи являются страховые продукты. Потребительские свойства данных продуктов весьма специфичны и отличны от других продуктов финансового рынка. Их специфика происходит из сущности страхования. В соответствии с Закон ...