Некоторые цивилисты в качестве источника правового регулирования страхования в дореволюционной России выделяют и судебную практику, что представляется спорным, так как судебный прецедент имел и имеет важное значение в регулировании страховых отношений в таких странах, как Англия и США. Россия же относится к государствам с континентальной системой права, в которой судебная практика не признавалась и не признается источником права. Хотя в некоторых странах, принадлежащих к романо-германской правовой семье, судебная практика признается источником права, но только в узких рамках применительно к тем отношениям, которые не урегулированы или не полностью урегулированы законом.
Кроме того, во второй половине XIX в. в России была создана система страхового надзора. В 1894 г. Министерство внутренних дел было наделено функциями органа государственного страхового надзора за деятельностью страховых компаний.
Второй период в развитии страхового законодательства в России начинается с октябрьской революции 1917 г. Одной из составляющих экономической программы партии большевиков была идея национализации банков и страхового дела, которая была претворена в жизнь. 23 марта 1918 г. В. И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров (далее — СНК) «Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». Согласно Декрету все дивиденды акционеров акционерных страховых обществ и пайщиков обществ взаимного страхования, начисленные за 1917 г., были конфискованы в доход государства. Кроме того, в связи с введением государственного контроля над страхованием доходы от страховых операций подверглись прогрессивному налогообложению на общегосударственные нужды, плательщиками которых выступили центральные правления страховых обществ. Была упразднена акционерная форма страхования. Личное страхование граждан осуществлялось сберегательными кассами Народного банка РСФСР.
В эти же годы был организован Совет по делам страхования, который возглавлялся Комиссариатом по делам страхования во главе с комиссаром. А так как была осуществлена перестройка всех органов власти и управления, то это коснулось и организации страхового дела, в частности. «Земское и взаимное страхование были переданы в ведение страховых органов исполнительных комитетов местных советов и совнархозов, а все земские страховые агентства, а их насчитывалось до 1500, были включены в структуру советско-народного страхования»[18].
Следующим шагом на пути всеобщей национализации страхового дела стало принятие Декрета СНК РСФСР «Об организации страхового дела в Российской Республике» от 28 ноября 1918 г., согласно нормам, которого страховое дело объявлялось государственной монополией во всех его видах. Все частные страховые компании и общества были ликвидированы, сохранялось только взаимное страхование товарно-материальных ценностей кооперативных организаций. Долгосрочное страхование жизни передавалось в ведение сберегательных касс, а договоры, заключенные на сумму свыше 10 000 руб., были аннулированы без каких-либо возвратов страхователям накопившихся резервов взносов.
Если Декрет СНК РСФСР от 23 марта 1918 г. знаменует начало первого этапа в развитии страхования в послереволюционный период, то с принятием Декрета СНК РСФСР от 28 ноября 1918 г. связано начало второго этапа. На данном этапе были приняты декреты СНК от 18 ноября 1919 г. и 18 декабря 1920 г., которыми отменялось имущественное страхование. Фактически идея страховой монополии в то время не была претворена в жизнь и даже не была создана государственная страховая специализированная организация, а государством использовалась сохранившаяся система частного и земского страхования. Поэтому, по мнению В.И. Серебровского, «вплоть до начала третьего этапа, связанного с объявлением страхования во всех его видах государственной монополией СССР в 1925 г., источники советского страхового права представляли собой весьма пеструю картину»[19]. Действовавшие тогда источники страхового права можно разбить на шесть групп.
Статьи по теме:
Разработка структуры системы страхования
предпринимательских рисков в деятельности государственного посредника в сфере
военно-технического сотрудничества
В отличие от классических видов страхования, страхование предпринимательских рисков характеризуется большим и не всегда четко определенным набором рисковых ситуаций, крупными размерами убытков при меньшей частоте их возникновения, а также усложненной и растянутой во времени системой определения ра ...
Оценка инвестиционного климата в стране
Совокупность политических, социально-экономических, финансовых, организационно-правовых и иных факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Наиболее часто понятие инвестиционного климата используется при рассмотрени ...
Финансовый анализ деятельности и организационная структура АКБ «Абсолют
Банк»
Абсолют Банк успешно работает на российском рынке более 18 лет и сегодня входит в одну из крупнейших финансовых групп Центральной и Восточной Европы — Кей-Би-Си (KBC Group, штаб-квартира в Брюсселе). Группе принадлежит 95% акций Абсолют Банка. Другой акционер — Международная Финансовая Корпорация ...