В целях поддержания стабильности и устойчивости функционирования банковской системы России коммерческие банки обязаны создавать резерв на возможные потери по ссудам. Этот резерв формируется на случай невозврата заемщиком основного долга по кредиту. Нормативным документом, регулирующим порядок образования и использования резервов по активным операциям кредитных организаций, является письмо ЦБ РФ № 130-а от 20.12.94 с изменениями к нему № 204 от 01.11.95.
С 1 января 1998 года действует новая регулирующая порядок создания и использования на возможные потери по ссудам инструкция ЦБ РФ № б2 а от 30.06.97 "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам".
Согласно данной Инструкции резерв на возможные потери по ссудам создается в процентном отношений к величине выданных ссуд. Размер процента зависит от группы риска ссудной задолженности. В зависимости от обеспечения (обеспеченная ссуда, недостаточно обеспеченная ссуда, необеспеченная ссуда) существует пять групп риска ссудной задолженности.
В соответствии с инструкцией ЦБ РФ от № б2 а от 30.06.97 классификация выданных ссуд и оценка кредитных рисков производится в зависимости от наличия соответствующего и надлежащим образом оформленного реального обеспечения, а также количества дней просрочки.
Задачей аудита является проверка правильности и достоверности создания резервов, а также наряду с проверкой объемных характеристик по ссудным операциям установление качественных характеристик, которые заключаются в обеспечении возвратности кредитов и сокращении размеров кредитных рисков, то есть возврата суммы основного долга по кредиту.
Необходимо проанализировать бухгалтерские данные по просроченной задолженности по ссудам, кредитным досье по заемщикам, находящимся на просрочке, и сравнить их между собой и с данными, представленными в ЦБ РФ.
Следует рассмотреть порядок передачи дел в арбитраж, списания за счет резервного фонда на возможные потери от кредитных рисков, проанализировать качество ссуд, качество залога (сумма, ликвидность, место хранения, правильность оформления документов). Кроме того, необходимо и проанализировать отчетность, представленную в ЦБ РФ с целью выявления фактов искажения бухгалтерской отчетности и пролонгации безнадежной ссудной задолженности из-за банкротства клиента или из-за неправильного оформления банком документов, в результате чего клиенты отказываются платить проценты или возвращать долг.
Завершить эту работу следует подтверждением качества кредитного портфеля с подразделением на пять групп и сравнением с отчетными данными.
В результате этого анализа кредитный риск может быть отнесен к более высокой степени риска, несмотря на то, что срок погашения ссуды еще не наступил. Только после этого можно проанализировать достаточность созданных банком резервных фондов.
Если ссудная задолженность после неоднократной пролонгации кредитного договора и при наличии длительной просроченной задолженности признается в установленном порядке безнадежной и подлежащей списанию за счет созданного резерва, то списание производится на основании следующих документов: решение судебных органов (для крупных предприятий, льготных кредитов и кредитов инсайдеров); решение правления банка; заключение кредитного комитета; протоколы заседаний правления банка.
Заключительным этапом проверки является формирование выводов и согласование их с работниками и руководством.
Статьи по теме:
Финансирование инвестиционной деятельности за счет собственных средств
В идеале каждой коммерческой организации необходимо всегда стремиться к самофинансированию. В этом случае не возникает вопроса, где найти источники финансирования, снижается риск банкротства. Кроме того, самофинансирование развития предприятия означает его хорошее финансовое состояние, а также дае ...
Сопутствующие услуги в процессе проведения валютных операций для клиентов
Банк, имеющий право работать с иностранными валютами, может оказывать своим клиентам на валютном рынке следующие главные виды сопутствующих услуг:
- значительная часть так называемых валютообменных операций;
- организация валютного дилинга;
- хеджирование валютных сделок клиентов;
- проведение ...
Управление кредитными рисками
Следующий вариант уменьшения риска - это гарантия юридического лица. При стабильной работе предприятия этот вариант достаточно надежен. Однако для полной уверенности в стабильности предприятия необходимо проведение полной аудиторской проверке, либо анализа проведенного работниками банка. Стоимост ...