Для производства любого вида товара или услуги фирме необходимо приобрести экономические ресурсы, которыми прямо или косвенно владеют домохозяйства и поставляют их на рынок ресурсов. Изучение специфических особенностей спроса, предложения и ценообразования на рынке факторов производства играют важную роль в обеспечении поставок ресурсов фирмам, в определении уровня их производственных издержек, в формировании доходов домохозяйств.
Значение рынка факторов производства обусловлено тем, что:
цены на рынке ресурсов определяют уровень экономических издержек и, соответственно, величину рыночного предложения на рынке готовой продукции действующих предприятий и фирм;
цены на ресурсы являются одним из важнейших факторов денежных доходов домохозяйств (в виде зарплаты, ренты, процента и прибыли), определяющих в конечном счете рыночный спрос на готовую продукцию;
нормальное функционирование рынка ресурсов способствует их эффективному распределению между экономическими субъектами, и тем самым, минимизирует альтернативные издержки производства того или иного вида готового продукта.
Если на рынке готовой продукции домохозяйства предъявляют спрос, а фирмы формируют предложение, то на рынке ресурсов домохозяйства предлагают имеющиеся в их распоряжении экономические ресурсы и становятся субъектами предложения, а фирмы закупают необходимые им производственные ресурсы и выступают в качестве субъектов спроса.
Спрос на экономические ресурсы предъявляется фирмами-производителями. Как и всякого покупателя, фирму интересует польза, которую она может извлечь из потребления купленного товара, т. е. из потребления купленного экономического ресурса. Потребление любого экономического ресурса фирмой представляет собой его использование в качестве средства производства готового продукта, предназначенного для поставки и продажи на рынке товаров. Поэтому для фирмы как производственной и коммерческой единицы полезность экономического ресурса заключается в его способности производить продукт (в его производительности), который при продаже на рынке товара приносит максимальную выручку (доход).
Таким образом, спрос на экономические ресурсы, формируемый фирмами:
носит производный характер, т. е. непосредственно зависит не только от цены на ресурс, но и от спроса и цен на готовую продукцию, изготавливаемую фирмой при помощи данного ресурса;
зависит от двух ключевых факторов — производительности ресурса при производстве товара, рыночной стоимости (цены) товара, производимого с помощью данного ресурса.
Для определения характерных особенностей спроса на ресурс введем некоторые новые понятия.
Во-первых, рассмотрение труда в качестве единственного переменного ресурса при неизменности всех остальных ресурсов, свидетельствует о том, что фирма функционирует на краткосрочном временном интервале.
Во-вторых, определяя количество единиц переменного ресурса (в нашем случае количество труда), которое фирма собирается купить (нанять), она должна непременно учесть тот факт, что каждая дополнительная единица переменного ресурса (каждый дополнительный работник) приносит фирме, как дополнительный (предельный) доход, так и дополнительные (предельные) издержки. Способ учета данного факта — сопоставление значений предельного дохода и предельных издержек.
Для оценки предельной доходности и предельных издержек переменного ресурса используют показатели:
предельного продукта ресурса в денежном выражении (предельной доходности ресурса) — прирост совокупного дохода фирмы в результате использования одной дополнительной единицы данного переменного ресурса при условии, что все остальные ресурсы неизменны;
предельных издержек на использование ресурса — прирост совокупных издержек фирмы, обусловленный использованием одной дополнительной единицы переменного ресурса, при условии неизменности всех остальных применяемых ресурсов.
В-третьих, определение оптимального количества ресурса, которое фирма собирается купить (нанять), зависит от того, на каком рынке (совершенной или несовершенной конкуренции) она приобретает этот ресурс и на каком рынке продает свою готовую продукцию: в условиях совершенной или несовершенной конкуренции.
Статьи по теме:
Классификация активов по таким классификационным признакам:
ликвидность, доходность, рискованность
Активные операции банка составляют существенную и определяющую часть его операций. Под структурой активов понимается соотношение разных по качеству статей актива баланса банка к балансовому итогу. Качество активов банка определяется целесообразной структурой его активов, диверсификации активных оп ...
Способы оценки кредитоспособности
Оценка кредитоспособности предприятия может производиться разными способами: на основе системы финансовых коэффициентов или на основе анализа денежного потока.
Финансовые коэффициенты представляют собой соотношение различных статей финансовой отчетности (в основном баланса и отчета о прибылях и у ...
Ипотечное кредитование
в Белгородской области
Региональная система ИЖК формируется на основе согласованного взаимодействия государственных органов, операторов ипотечного рынка и профессиональных участников ипотечной деятельности. За три года, с начала действия областной программы ипотечного кредитования, процентная ставка снизилась на треть, ...