Анализ современного состояния страхового рынка

Информация » Страховой рынок, его формирование и развитие » Анализ современного состояния страхового рынка

Страница 1

Как известно, страхование является одним из важнейших институтов социальной и финансовой защиты отдельного человека, группы людей и всего общества в целом. Так как на уровне страховой организации формируются страховые резервы, средства которых инвестируются, страхование является важнейшим источником инвестиций в экономику. Реальное появление рыночных отношений в сфере страхования в России началось в начале 1990-х гг., в то время как в странах с развитой рыночной экономикой интенсивное развитие страхового рынка происходило еще в XIX в.

С развитием частной собственности существенно возрастает роль страхования, однако объем и эффективность страховых услуг, предлагаемых российским страховым рынком предпринимателям и гражданам, весьма невелик. Об этом свидетельствует степень развития страхового рынка, которая определяется отношением совокупной страховой премии к ВВП страны. За последнее десятилетие российский страховой рынок в значительной степени изменился: в период с 1999 года по 2008 год объем собираемой в целом по рынку страховой премии возрос почти в 8 раз (см. таблицу 2).

Таблица 2. Динамика совокупных сборов страховых премий в 1999-2000 гг.

Показатель

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002

2003

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Совокупный объем страховых премий, млрд руб.

97

170

277,9

300,4

432,5

471,6

490,6

602,1

763,6

699,5

Темпы прироста,%

-

75Д6

63,47

8,1

43,97

9,04

4,03

22,73

26,82

23,3

*Таблица рассчитана на основе данных ФССН

Проведенный анализ показывает, что на данном временном отрезке были характерны в существенной степени различные темпы ежегодного прироста: в 2000 г., 2001 г. и 2003 г. страховой рынок рос наиболее высокими темпами в 40-75%, в 2002 г. и 2005 г. темпы прироста были минимальны и составляли 4-8%.

В 2006-2008 годах показатели роста совокупной страховой премии находились на уровне 20-30%. Если ранее высокие показатели роста были обусловлены эффектом низкой базы, широким использованием страховых операций для оптимизации налогов, перевода денежных средств за рубеж, то последнее годы стали этапом быстрого развития реального, классического сегмента национальной страховой отрасли.

Уровень проникновения страхования в России сопоставим с такими странами, как Колумбия (2,4%), Иордания (2,4%), Эстония (2,5%) и Кения (2,5%). В развитых странах Европы этот показатель составляет от 6% до 16% (Австрия — 6,1%, Германия — 6,7%, Италия — 7,2%, Нидерланды — 9,4%, Франция — 11%, Швейцария — 11%, Великобритания — 16%). В США доля страховой премии и ВВП в 2006 г. составила 8,8%, в Японии — 10,5%, в Индии — 4,8%.

В настоящее время Россия занимает скромное место на мировом рынке страховых услуг — всего 0,2% мирового объема страховых премий. На конец 2006 г. доля застрахованных рисков в России составляет лишь 10-15% против 90-95% в промышленно развитых странах. Эксперты выделяют ряд основных причин, которые сдерживают развитие страхования — отсутствие у россиян доверия к страховым компаниям, нехватка опыта в использовании страховых услуг, низкий уровень жизни большинства населения и малое количество платежеспособных предприятий.

Соотношение страховой премии (за исключением премии по ОМС) и ВВП продолжает снижаться, в 2007 г. оно составило 1,45%, уменьшившись на 4% по сравнению с 2006 г., а доля страховой премии по страхованию иному, чем страхование жизни, напротив,.: увеличивается (в 2006 г. — на 2% до 2,21%, в 2007 г. — на 2% до 2,25%)[3] (см. рис. 1).

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Сегментация банковских продуктов
В целях соблюдения принципа концентрации, все операции, осуществляемые банком в интересах клиентов, классифицируются в три группы: 1. Базовые операции– стандартизированные банковские операции, предназначенные для потребления всеми клиентами. Базовые операции внедряются в первую очередь, как в гла ...

Потребительский кредит в экономике
Потребительское кредитование продолжает набирать обороты в России. Пожалуй, сегодня уже трудно найти человека, который никогда не слышал о возможности купить что угодно за чужой счет. Устоять перед этим практически невозможно, и банки выдумывают все новые и новые предложения, чтобы завлечь клиенто ...

Обеспечение интересов клиентов
Банк обеспечивает сохранность денежных средств и других ценностей, вверенных ему его клиентами и корреспондентами. Их сохранность гарантируется всем движимым и недвижимым имуществом Банка, его денежными фондами и резервами, создаваемыми в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и на ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bavari.ru