Банковская система и отдельные ее элементы являются частью экономической системы, в связи с чем его целевая ориентация всегда несколько шире, чем это представлено в Федеральном законе. В главном направлении она во многом совпадает с целями экономики страны, ее устойчивого развития и не ограничивается обеспечением безинфляционного развития. Защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, укрепление банковской системы страны, построение эффективной платежной системы являются задачами главного банка страны, направленными на усиление его роли в экономике и реализацию ее целевой ориентации.
Не случайно в банковском законодательстве некоторых западных стран наряду с главной задачей укрепления национальной денежной единицы обозначена и другая специальная социально-экономическая задача - снижение уровня безработицы посредством стимулированя роста производства. В связи с этим деятельность эмиссионного банка не ограничивается сферой обмена и направлена на товарное наполнение рынка, рост производства.
Реализация в проекте "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов" мер денежно-кредитной политики в значительной мере будет определяться налогово-бюджетной политикой Минфина России и носить дискреционный характер. Решить задачи финансовой стабилизации и монетарного регулирования национальной экономики Банк России вряд ли сможет.
ЦБ РФ не анализирует возможную динамику совокупного кредитного портфеля отечественных кредитных организаций, полагая, что большую часть избыточной ликвидности банки будут направлять на инвестиции в долговые обязательства Минфина РФ. Не затрагивает проблему качества кредитных портфелей российских кредитных организаций, хотя замедление темпов восстановления экономики после кризиса может не позволить банкам самостоятельно решить проблему накопленных некачественных активов, которая, как свидетельствует опыт прошлых кризисов, в ближайшее время будет только обостряться.
Денежно-кредитная политика Банка России в среднесрочной перспективе скорее всего будет поддерживать инфляционные ожидания на достаточно высоком уровне, создавать условия для стремительного роста дисбалансов в финансовой сфере, перекладывать бремя финансовых рисков на частный бизнес и домашние хозяйства и формировать ложные сигналы для деловой активности в реальной экономике.
[1] По экспертным оценкам, на протяжении 2004-2007 гг. ежегодный разрыв между спросом экономики на рубли и их предложением со стороны банковской системы составлял 3 млрд руб.
[2] По оценке МВФ.
[3] До 50% доходов российского государственного бюджета формируется за счет торговли нефтью и газом на мировых рынках.
[4] Экспертное заключение на проект «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год на период 2013 и 2014 годов» подготовлено в Центре финансовых исследований Института экономики РАН (руководитель – д.э.н. В.К. Сенчагов). В подготовке экспертного заключения принимали участие сотрудники сектора денежно-кредитной и валютной политики д.э.н. С.А. Андрюшин и к.и.н. В.В. Кузнецова.
[5] В результате проводимой долговой политики государственный долг России на 01.01.2013 составит 8108,0 млрд руб., на 01.01.2014 – 10244,8 млрд, на 01.01.2015 – 11950,9 млрд руб.
[6] Для справки: данный диапазон на 01.06.2010 составлял 5,25 п.п. (2,50% - по депозитам овернайт и 7,75 – по кредитам овернайт).
[7] Аналогичная задача была зафиксирована в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и на период 2012 и 2013 годов».
[8] 15 сентября 2011 г. Банк России установил новые границы оперативного коридора с 32,15-37,15 руб. При этом он понизил с 650 до 600 млн долл. сумму регулирующих интервенций, дающих право Центральному Банку девальвировать или укрепить национальную валюту на 5 коп., если рубль достигнет в ходе торгов на бирже той или иной границы нового операционного коридора.
Статьи по теме:
Инкассовые операции банка
В соответствии с законодательством (см. далее) и Положением Банка России от 03.IO.2002 г. N° 2-П «О безнапичных расчетах в РФ»/2/ приняты следующие формы безналичных расчетов (платежей): а) расчеты (платежи) платежными поручениями; б) расчеты (платежи) по аккредитивам; в) расчеты (платежи) чеками; ...
Международный опыт денежно-кредитного регулирования
Развитие европейских интеграционных процессов, приведшее к созданию валютного союза, вызвало необходимость формирования единой системы денежно-кредитного регулирования. Агентами регулирования стали Европейская система центральных банков и Европейский центральный банк.
Основными преимуществами вал ...
Финансовые инструменты валютного рынка
Валютный рынок обладает достаточно большим арсеналом финансовых инструментов. Даже при монометаллизме, когда золото служило окончательным средством погашения, пользовались международными платежами в результате появления и развития крупных средств.
Само золото и установленный на его основе золотой ...