Формы безналичных расчетов при дебетовом банковском переводе

Информация » Безналичные расчеты: их значение и развитие » Формы безналичных расчетов при дебетовом банковском переводе

Страница 1

Разнообразие применяемых форм расчетов и принципы выбора той или иной формы расчетов при заключении договоров и сделок зависят от конкретной экономической ситуации в стране и претерпевают значительные изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере.

Выбор формы расчетов в основном определяется:

характером хозяйственных связей между контрагентами;

особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;

местонахождением сторон сделки;

способом транспортировки грузов;

финансовым положением юридических лиц.

Выбор форм должен контролироваться банком на соответствие установленным правилам ведения расчетов. Банк должен рекомендовать клиентам руководствоваться при установлении форм расчетов необходимостью максимального их ускорения, упрощения документооборота, исключения встречного перераспределения средств между контрагентами.

В настоящее время в Республике Беларусь инструкции центрального банка классифицируют формы безналичных расчетов по следующим укрупненным группам:

1) исполнению банковского перевода;

2) документарные аккредитивы;

3) чеками из чековых книжек и расчетные чеки;

4) пластиковыми карточками.

Соотношение объемов операций, совершенных с использованием различных платежных инструментов представлен на Рисунке 1.

Рисунок 1 – Диаграмма соотношения объемов операций, совершенных с использованием различных платежных инструментов в 2011 г.

Примечание – Источник: [17].

Безналичные расчеты осуществляются посредством кредитовых и дебетовых переводов, а также аккредитивов.

Дебетовый перевод – банковский перевод, инициатором которого является бенефициар, на основании платежных инструкций в банк-отправитель, оформленных расчетными документами (платежным требованием, чеком).

Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара к плательщику об уплате определенной суммы через банк [5].

Платежное требование представляется в банк в течение десяти календарных дней со дня его выписки в трех экземплярах вместе с реестром, составленным в двух экземплярах. Первый экземпляр платежного требования заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц бенефициара согласно заявленным в банк образцам. Оно исполняется банком-отправителем на основании полученного от плательщика акцепта, оформленного заявлением на акцепт и составленного в двух экземплярах, которые заверяются оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк-отправитель образцам.

Акцепт может быть предварительным или последующим. Предварительный акцепт – это акцепт плательщика, полученный банком до поступления платежного требования. Он предполагает оплату платежных требований в срок, определенный плательщиком в заявлении на предварительный акцепт, но не позднее четвертого банковского дня, включая банковский день поступления платежного требования.

В случае нарушения бенефициаром условий основного договора плательщик вправе отказаться от акцепта (полностью или частично) до наступления даты платежа. Для этого он должен представить в банк-отправитель заявление на отказ платежных требований по форме, разработанной банками, в двух экземплярах, заверенных оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика. Схема документооборота при расчетах платежным требованием с предварительным акцептом представлена на Рис А.1 Приложения А.

Последующий акцепт – это акцепт плательщика, полученный банком после поступления платежного требования в течение десяти рабочих дней, не считая дня поступления платежного требования в банк. Акцептованные платежные требования, не исполненные ввиду отсутствия (недостаточности) средств на текущем счете плательщика, в акцептованной (неисполненные) или неисполненной сумме (частично исполненные) помещаются в картотеку к вне балансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Схема документооборота при расчетах платежным требованием с последующим акцептом представлена в Приложении А на Рис А.2.

Расчетный чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Схема документооборота при расчетах чеками представлена в Приложении А на Рис А.3.

Прежде чем производить расчеты расчетными чеками, организация должна получить в банке чековую книжку. Срок действия чековой книжки – один год. Расчетный чек действителен в приеме на уплату за товары и услуги в течение тридцати календарных дней, не считая дни выписки. При наличии неиспользованных чеков из чековой книжки и остатка средств на счете специального режима банк чекодателя может продлить срок действия чековой книжки еще на один год, а при отсутствии средств на таком счете чековая книжка может быть пополнена на основании заявления-обязательства, представленного в банк. По желанию чекодателя чековая книжка может быть досрочно закрыта либо уменьшена сумма, депонированная по ней. Неиспользованный остаток по чековой книжке, не востребованный организацией в течение месяца перечисляется на его текущий счет. Принятые в уплату чеки из чековых книжек чекодержатель представляет в свой банк вместе с поручением-реестром в двух экземплярах, если чекодатель и чекодержатель обслуживаются в одном банке, или в четырех, если они обслуживаются в разных банках.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Расчет страховых премий и стоимости полиса Каско
При признании факта наступления страхового случая страховщик обязан возместить страхователю убыток, возникший вследствие утраты, повреждения или гибели транспортного средства или отказа в работе отдельной его системы. Возмещение убытков производится путем выплаты суммы страхового возмещения. Вели ...

Мeждународный банковcкий крeдит как форма внeшнeэкономичecкой дeятeльноcти
При оcущecтвлeнии внeшнeэкономичecкой дeятeльноcти в большинcтвe cлучаeв возникаeт потрeбноcть в крeдитных рecурcах. C точки зрeния роccийcких прeдприниматeлeй, эта потрeбноcть ноcит в цeлом одноcторонний характeр, поcкольку имeнно им, как правило, нeобходимы дополнитeльныe cрeдcтва, а нe зарубeжн ...

Анализ безналичных операций банка
Учреждения коммерческих банков выполняют расчетно-кассовое обслуживание всех субъектов хозяйствования, которые выступают в роли частных и юридических лиц. Для хранения их собственных средств и осуществления ими расчетов в банках открываются текущие, депозитные счета, выдача и использование земельн ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bavari.ru