Денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный Банк (ЦБ), как правило, по двум направлениям: проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации ЦБ осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя; проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции ЦБ проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.
Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются:
официальная учетная ставка;
обязательные резервы;
операции на открытом рынке;
надзор;
контроль за рынком капиталов;
количественные ограничения;
валютные инвестиции;
установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы (тарифирование);
нормы инвестирования в государственные ценные бумаги.
Рассмотрим проблемы, связанные с проведением эффективной денежно-кредитной политики на примере России в 1996 году и первой половине 1997 года. Как известно, достижение финансовой стабилизации приводит к стабилизации экономики в целом. Поэтому не случайно основной сферой государственного регулирования является денежно-кредитная система. Ставка была сделана .
Статьи по теме:
Оценка актуальности действующей системы тарификации
Оценка премий, которые страхователь выплачивает страховщику для обеспечения страховой защиты, осуществляется с помощью моделей оценки коэффициентов тарификационной системы. Однако основная масса актуарной литературы фокусирует свое внимание на оценке моделей частоты и объема требований как составл ...
Место рынка ценных бумаг
Поскольку одной из основополагающих целей товарной экономики вообще является получение прибыли, постольку любая деятельность есть или должна быть сферой приумножения капитала, и с этой позиции любой рынок есть одновременно и рынок для вложения капиталов.
Денежные средства могут быть вложены в про ...
Сущность планирования
В отличие от управления техническим комплексом управление предприятием представляет собой управление коллективом работников в процессе их сознательной, целенаправленной производственной деятельности. Управление предприятием включает такие функции, как определение целей, координация, регламентация, ...