Но широкое распространение акций требовало и нового определенного места для торговли. В тот период в Англии уже существовала Лондонская биржа, которая в XVI в. была малозаметной по сравнению в Амстердамской. В XVII в. начинается ее расцвет, что, как и в случае с Амстердамской биржей, было связано с возникновением крупной торговой компании.
В 1711 г. учреждается Южноокеанская торговая компания. Ее созданию способствовало английское правительство. Обремененное государственными долгами, оно решило использовать спрос на акции для конвертации долга. Акционерная компания должна была передать правительству мобилизованные с помощью выпуска акций средства в размере 10 млн. ф. ст. В обмен компания получала исключительное право торговли с Южной Америкой и целый ряд других привилегий. Акции торговой компании быстро росли в цене, что побуждало правление проводить все новые выпуски по повышенным ценам. В результате курс акций достиг 1050. Успех Южноокеанской компании вызвал появление ряда компаний и обществ, в большинстве своем лишенных реальной почвы и получивших наименование «мыльные пузыри».
Этот первый период формирования акционерного капитала в Англии, сопровождавшийся настоящей спекулятивной горячкой, был вызван отсутствием законодательного регулирования выпуска акций, что позволяло любым компаниям неограниченно выпускать ценные бумаги и в итоге создавало почву для банкротства. На эти обстоятельства обратила внимание Лондонская биржа, которая постепенно начала проводить свою реорганизацию, превращаясь в закрытое учреждение, доступное только ограниченному кругу солидных коммерсантов. В 1773 г. лондонские брокеры арендовали часть Королевской меняльни, окончательно сформировав Лондонскую фондовую биржу в качестве специализированного фондового рынка.
Во Франции формирование фондового рынка началось также в XVIII в. Будучи крупной торговой державой, Франция сосредоточила значительные денежные средства, которые требовали эффективного применения. Эта ситуация оказалась на руку не только промышленникам, но и биржевым спекулянтам, среди которых одним из самых известных был Джон Ло. Объектом спекуляции стали акции возглавляемой им Ост-Индской компании, продаваемые на одной из первых парижских бирж. Спекулятивная горячка сменилась крахом, однако значение биржи как организованного рынка, необходимого для хозяйственного механизма и государства, под сомнение никто не ставил. Поэтому уже в 1724 г. в Париже по инициативе правительства основывается официальная вексельно-фондовая биржа. При ее создании правительство закрепило принцип маклерской монополии и ввело статус «официальных» маклеров, т.е. единственных посредников, которым разрешалось ведение дел на бирже. Для того периода этот шаг был полезным, поскольку официальные маклеры дорожили своей репутацией и представляли более надежные гарантии коммерческой и финансовой добросовестности, чем стихийные.
Спецификой первой французской биржи было отсутствие механизма гласного объявления цен и процедуры биржевой торговли. Только в 1777 г. на бирже было организована специальная площадка для торговли ценными бумагами и введено правило открытого объявления цены.
Строительство специального здания для Парижской фондовой биржи было предпринято по указу Наполеона в 1801 г. и завершено в 1826 г.
В целом организация и деятельность Парижской биржи были подчинена надзору правительства, которое этим предполагало достичь контроля над валютным и фондовым рынками страны.
Постепенно Парижская биржа стала центром валютно-фондового рынка всей страны, а позднее приобрела и международное значение.
С развитием рынка в Германии, Австро-Венгрии, других европейских странах, а также в Соединенных Штатах стали возникать где-то универсальные, т.е. товарно-фондовые, а где-то специализированные биржи. Первая американская фондовая биржа возникла в 1791 г. в Филадельфии, а в 1792 г. в результате соглашения, подписанного 24 нью-йоркскими брокерами (впоследствии его назвали «соглашение под платаном»), появилась на свет биржа в Нью-Йорке. В данном соглашении брокеры обязались заключать сделки только между членами фондовой биржи и взимать фиксированный размер комиссионных.
Статьи по теме:
Маркетинговое исследование рынка
В целях наиболее полной реализации имеющегося в настоящее время рыночного потенциала белорусского финансового рынка, основными принципами маркетинговой политики банка ставит концентрация и дифференциация. ББМБ в 2009г. будет в основном концентрировать свои усилия на малых предприятиях. Таким образ ...
Виды банковских систем
Банк – это кредитно-финансовое учреждение, осуществляющие операции, связанные с накоплением денежных средств, и посредничеством в платежах, а также, осуществляющее эмиссию ценных бумаг, и использование фондов банковского кредитования, путем предоставления различного рода ссуд.
В истории развития ...
Мотивы слияний и поглощений в банковском секторе
При осуществлении слияний и поглощений стороны таких сделок руководствуются определенными принципами, следуя которым, они рассчитывают качественно повысить эффективность работы объединенного банка.
Основным мотивом консолидации в банковском секторе служит синергетический эффект, который проявляет ...