Биржевая торговля охватывает широкий круг активов – от физических товаров до валюты и фондовых ценностей. Но, несмотря на отличия в объекте торговли, все биржи объединяет одно общее свойство – они являются организованным рынком.
Организованным рынком называется место, где собираются покупатели и продавцы для осуществления торговых операций по определенным, установленным правилам. Всем видам таких рынков присущ ряд общих черт:
– строго определенные правила проведения торгов;
– открытость в осуществлении торговых операций;
– официальный порядок установления курсов и котировок;
– наличие оборудованных торговых площадей, складских и офисных помещений;
– система связи и информации.
Элементы организованного рынка наблюдались еще в древности. Так, в Древнем Риме в определенное время проводились собрания торговцев, которые назывались «коллегии меркаторум». Эти собрания проходили в определенных местах, на так называемых продажных рынках – «фора вендалия». Продажные рынки были центрами распределения товаров, которые поступали со всех концов Римской империи. Преобладающее значение на них имели бартерные операции, но заключались и сделки с денежной оплатой. Иногда на них заключались и договоры с отсроченным во времени окончательным расчетом. Эту практику можно сейчас наблюдать и на современных биржах.
Собственно биржа возникла в Европе в период первоначального накопления капитала и интернационализации торговых операций. Наиболее ранней формой биржевых операций стала торговля деньгами и векселями, что объясняется, прежде всего, высокой степенью заменяемости и обратимости, присущей этим активам.
Вексельно-денежная биржа возникла первой, так как для фондовой биржи тогда еще не было условий: отсутствовали ее объекты – акции и облигации. Не было и крупных предприятий, нуждавшихся в привлечении больших средств путем их выпуска. Даже для возникновения товарной биржи в то время еще не сложились предпосылки, и товарные операции по-прежнему сосредоточивались на ярмарках и рынках.
Лишь в начале XVI в. эволюция торговых операций привела к возникновению фондовой и товарной бирж в современном значении этих терминов. При этом первыми сформировались товарные биржи, на которых и началась впоследствии торговля фондовыми ценностями. Появление специализированных фондовых бирж стало завершающим этапом формирования биржевой формы торговли.
В 1531 г. итальянские купцы создали подобие биржи в городе Брюгге, игравшем выдающуюся роль в международной торговле XIV–XV вв. Современники называли этот город маклером христианских народов, куда «как радиусы к центру сходились торговые пути со всех сторон». Биржа в Брюгге носила интернациональный характер и стала международной благодаря тому вниманию, которое на ней уделялось обслуживанию иностранных купцов.
Существует несколько версий происхождения термина «биржа». Этимологически он происходит от греческого слова byrza, немецкого borse и голландского burse. Одна из версий приписывает появление этого термина конкретной личности. По этой версии в бельгийском городе Брюгге была особая площадь, на которой собиралось для торгов купечество. Площадь носила название «де бурсе», по имени крупной маклерской конторы господина Ван де Бурсе, владевшего здесь большим домом. На доме висел герб фирмы с изображением трех кожаных кошельков, которые на местном наречии именовались «де бурсе». Владелец конторы предоставил свой дом для сбора купцов, и, возможно, от этого и произошло название данной формы торговли.
Понятие «биржа» как место встречи деловых людей распространилось довольно быстро по всему свету, но во многих городах сохранились прежние названия. Так, в Лионе биржа именовалась Площадью обменов, в ганзейских городах – купеческой коллегией, в Барселоне – Лохией. Биржа, созданная в Лондоне, называлась иначе – Stock Exchange. Это название до сих пор распространено в англоязычных странах.
Затем это название – биржа – было перенесено в Антверпен, где биржа возникла в 1556 г., а в XVI в. оно распространилось по всей Европе, сохранившись и в наши дни.
Статьи по теме:
Факторы, определяющие процент кредита
Некоторые люди считают, что покупка товаров в кредит – это вынужденная мера, но для торговых фирм и банков предоставление таких кредитов – весьма выгодная операция, так как она расширяет рынок сбыта товаров и повышает норму прибыли за счёт высоких процентов
по ссудам.
“Многие экономисты и банкир ...
Рекомендации по повышению эффективности организации
ипотечного кредитования
Современная государственная жилищная политика должна наряду с прежней ориентацией на нужды социально не защищенных групп населения сделать новый акцент на решении жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющими жилье в собственности ...
Сущность кредита и кредитных операций
Вслед за деньгами изобретение кредита является гениальным открытием человечества. Кредит - это движение ссудного капитала, осуществляемое на началах обеспеченности, срочности, возвратности и платности. Благодаря кредиту сокращается время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей.
Роль ...