На российском рынке государственных ценных бумаг начался процесс интеграции в мировую финансовую систему. Во многом этому способствовал допуск на него нерезидентов. Доля их участия на рынке ГКО — ОФЗ составляла, например, в 1997 г. около 30% совокупного оборота.
Помимо экспансии внутренних государственных займов в этот период в Российской Федерации началась эмиссия международных ценных бумаг. В 1996—1997 гг. Правительство разместило три выпуска еврооблигаций. Первый транш, выпущенный в ноябре 1996 г. на пять лет объемом 1 млрд долл. под 9,25% годовых, разошелся достаточно успешно, преимущественно среди инвесторов из Юго-Восточной Азии. Поскольку Министерство финансов изначально ориентировалось на американских и европейских инвесторов, второй транш, выпущенный в марте 1997 г. на семь лет объемом 2 млрд немецких марок под 9% годовых, было решено номинировать именно в марках ФРГ. По косвенным данным участников размещения, этот выпуск разошелся с трудом, и часть эмиссии осталась у андеррайтеров вследствие ряда неучтенных эмитентом особенностей рынка.
Выпуск третьего транша в июне этого же года объемом 2 млрд долл. на 10 лет под 10% годовых не изменил ситуацию: 53% займа было размещено в США, 24% — в Азии и 23% — в Европе.
К концу рассматриваемого периода цены на российские еврооблигации начали снижаться из-за кризисных явлений на мировых финансовых рынках.
Практика эмиссии муниципальных ценных бумаг
в нашей стране возобновилась и наиболее динамично стала развиваться в Москве и некоторых других крупных центрах. Одним из первых документов, регулирующих этот процесс, стало вышедшее в конце 1996 г. постановление Правительства Москвы «О выпуске городских займов Москвы на 1996—1997 гг.». В соответствии с ним выделялись два типа ценных бумаг — связанные с заимствованиями у населения и предназначенные для ускорения обращения банковских ресурсов. К первым относились: московские муниципальные облигации, конвертируемые в акции приватизируемых предприятий; муниципальные жилищные векселя; долговые обязательства, гарантированные Правительством Москвы. Ко вторым — муниципальные земельные векселя и муниципальные облигации с земельным купоном.
В конце 1997 г. был принят Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», в котором определялось, что муниципальными называются облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления. Граждане и юридические лица, приобретая их, заключают договор муниципального займа. Назначением выпуска этих ценных бумаг является реализация программ и проектов развития так называемых муниципальных образований. Выпуск муниципальных облигаций обеспечивается имуществом и другими ресурсами местных бюджетов. Закон установил, что размер привлечения средств органами местного самоуправления не должен превышать 15% объема расходной части соответствующего бюджета.
Вскоре практика эмиссии местных ценных бумаг распространилась на регионы. В числе крупных эмитентов подобных фондовых инструментов можно назвать Челябинск и Челябинскую область. Администрацией Челябинска в соответствии с положением «Об обслуживании и обращении выпусков муниципальных инвестиционных облигаций» (МИО), принятым в апреле 1997 г., была предпринята успешная попытка размещения бескупонных облигаций номинальной стоимостью 1 млн неденоминированных рублей общим объемом 50 млрд руб. Эмиссия осуществлялась отдельными сериями со сроком обращения шесть месяцев для неограниченного круга инвесторов. МИО выпускались в бездокументарной форме и являлись именными ценными бумагами. Средства, вырученные от их реализации, направлялись на финансирование городских инвестиционных программ. Выполнение обязательств по займу гарантировалось решением Челябинской городской Думы. МИО котировались на Южно-Уральской фондовой бирже. Срок их обращения завершился в декабре 1997 г.
Администрация Челябинской области в 1995 г. осуществила эмиссию областных краткосрочных бескупонных облигаций (ОКО) номинальной стоимостью 100 тыс. неденоминированных рублей на общую сумму 50 млрд руб.
Первый выпуск имел успех и в дальнейшем эмиссия ОКО приобрела регулярный характер, а общая сумма заимствований последующих выпусков возросла в два раза. Срок обращения облигаций составлял шесть месяцев. Они выпускались в бездокументарной форме, являлись именными ценными бумагами и были предназначены для неограниченного круга инвесторов. Решения об их выпусках принимались Челябинской областной Думой. Срок окончания размещения ОКО завершился в июне 1998 г.
Еще одним направлением развития отечественного рынка субфедеральных ценных бумаг была эмиссия еврооблигаций в регионах. Положительный опыт таких эмиссий имели Москва, С.-Петербург, Нижегородская область. Челябинская и некоторые другие области (например, Екатеринбургская, Пермская) предполагали осуществить такие эмиссии. Их проекты были одобрены Министерством финансов, однако ухудшение экономической ситуации в стране не позволило их реализовать.
Статьи по теме:
Анализ практической деятельности банка
История развития отделений Сбербанка России, расположенных на территории Челябинской области, неразрывно связана с развитием сберегательного дела в России. В 1923 году на территории Челябинской области, входившей ранее в состав Уральской области, были образованы пять первых государственных трудовы ...
Валютный рынок России
Валютный рынок в России представлен, прежде всего, валютными биржами в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке. Состояние валютного рынка РФ зависит от смены международных валютных курсов,
важнейшее значение в процессе курсообразования принадлежит ММВБ.
Главе ...
Финансовый потенциал страховой организации и механизм его формирования
Страховая организация на ряду с другими институтами (банками, биржами, инвестиционными фондами и др.) составляет органичный элемент финансовой системы общественного хозяйства. Принцип аккумулирования и последующего распределения значительных денежных потоков определяет состав и структуру капитала ...