На развитом фондовом рынке единообразия в посреднических операциях нет, – все три модели сосуществуют, своя «фондовая ниша» находится для каждой. Положим, брокер с обширной клиентурой получает, помимо прочих, два поручения, причем курс и размер предложения продать совпадает с параметрами заказа на покупку. Брокеру остается только оформить сделку, с чем он благополучно справляется в одиночку, не нуждаясь в услугах других посредников.
Пары «самовыполняющихся» заказов могут образовываться в биржевой толпе, когда один брокер объявляет об имеющемся у него предложении, а другой тут же откликается – у него парный заказ (посредничество по второй модели). Но многие поручения формулируются как условные. Например, «продать, если курс поднимается до…» Такие заказы сразу выполнить нельзя. Тут и приходит на помощь центровой посредник, а условные поручения передаются ему фланговыми посредниками. Отметим, что центрового посредника может заменить компьютер, и частично это уже делается.
Биржа – это царство посредников, которые являются настоящими хозяевами биржи, в том числе и юридически, если биржа организована как акционерное общество. Возможно и создание биржи как публично-правового института. Ясно, что инициаторами учреждения биржи как акционерного общества становятся именно те, кто намеревается работать в биржевом зале, предоставляя инвесторам услуги по купле-продаже ценных бумаг. Учредители биржи – это члены биржи, круг которых может быть расширен, если учредители считают необходимым принять дополнительное число акционеров. Члены биржи автоматически получают биржевое место, то есть право вести операции в биржевом зале. Может быть принято решение о продаже дополнительного числа мест, и тогда их владельцы тоже получат право торговать в операционном зале. Если число членов биржи и биржевых мест значительно то неизбежна ротация – кто-то решает продать принадлежащее ему место. В случае, когда желающих приобрести место много, цена его высока, это является для биржи хорошим знаком. Если цена падает, биржевикам надо призадуматься. Интервал, в котором колеблются цены, может быть весьма значительным.
Фондовый рынок выполняет ряд задач. Среди них необходимо отметить следующие:
– аккумулирование временно свободных денежных ресурсов и направление их на развитие перспективных отраслей экономики;
– обслуживание государственного долга. Задача покрытия бюджетного дефицита решается через рынок государственных ценных бумаг, который имеет свою структуру и правила функционирования;
– перераспределение права собственности;
– спекулятивные операции.
В аккумулировании временно свободных денежных ресурсов и направлении их на развитие перспективных отраслей экономики состоит основная задача и назначение фондового рынка в обществе с развитыми рыночными отношениями.
Функция обслуживания государственного долга является одной из важнейших задач национального фондового рынка. Уровень доходности, сложившийся на рынке государственных ценных бумаг, является своего рода точкой отсчета, относительно которой оценивается целесообразность совершения операций с другими финансовыми инструментами. Основная особенность рынка государственных долговых обязательств состоит в том, что обращающиеся на нем ценные бумаги имеют наиболее высокую степень надежности (к сожалению, к российскому фондовому рынку это не относится). Другие финансовые инструменты, обращающиеся на национальных фондовых рынках, имеют меньшую надежность, а значит, операции с ними должны иметь большую доходность по сравнению с доходностью операций на рынке государственных ценных бумаг.
Рынок государственных ценных бумаг кроме решения задачи обслуживания государственного долга позволяет решать задачу регулирования финансовых потоков. Выкупая (или предлагая к продаже на выгодных условиях) государственные ценные бумаги, государственные институты имеют возможность освобождать (или связывать) дополнительные инвестиционные ресурсы. Тем самым создаются предпосылки для увеличения занятости (или снижения инфляционного давления денежной массы). Фондовый рынок, обслуживая рынок государственных заимствований, предоставляет государству мощный инструмент для перераспределения и изменения направления движения временно свободных денежных ресурсов.
Задача перераспределение права собственности может быть решена и без фондового рынка, хотя при его наличии она решается наиболее легким и естественным путем, а именно покупкой долевых ценных бумаг (акций), удостоверяющих право их владельца на участие в управлении акционерным обществом.
Спекулятивные операции являются побочным результатом функционирования рынка ценных бумаг. Без возможности совершения этих операций фондовый рынок функционировать не может. Наличие ликвидного вторичного рынка, на котором реализуются интересы его участников по покупке и продаже ценных бумаг, позволяет инвесторам в случае необходимости продать ценные бумаги и получить деньги. Такая возможность увеличивает доверие инвесторов к фондовому рынку, без чего они вряд ли стали бы вкладывать деньги в ценные бумаги.
Статьи по теме:
Проблемы страхового рынка в России
Сейчас у страхового рынка все еще достаточно нерешенных проблем. Можно провести различие между двумя группами проблем. Рассмотрим не объективные проблемы, так как они возникают вследствие того, что Российская Федерация относится к странам с развивающейся экономикой. Эти проблемы более чем хорошо и ...
Иностранный опыт социального страхования
В Германии юридические основы государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций определены в законе о страховом надзоре, который был принят в 1901 г., а последние изменения в закон были внесены в 1991 г. Закон об учреждении федерального ведомства по надзору за страхо ...
Основные факторы активизации банковских слияний и поглощений
Сейчас в России главенствующую роль в определении общего тренда российского банковского сектора на консолидацию активов оказывает экономическая политика Центрального банка РФ. Его действия по укрупнению кредитных организаций и повышению финансовой устойчивости и прозрачности всей банковской систем ...