Для преодоления негативных процессов в экономике, связанных с мировым финансовым кризисом, который набрал оборотов в начале осени 2008 года, руководство страны разработало алгоритм и инструментарий, а также утвердило план антикризисных мер.
В программе антикризисных мер правительства на 2009 год о страховании упоминается только два раза: в рамках банкротства небанковских организаций и реформирования ОМС. Поэтому при подготовке изменений в антикризисную программу разрешено руководствоваться стратегией страхового дела, разработанной Минфином.
Стратегия развития страхования в Российской Федерации на 2008 - 2012 годы разработана в целях определения приоритетных направлений развития страховой отрасли на среднесрочную перспективу и путей их реализации.
Основная цель проекта:
· определение перспективных направлений этой сферы;
· государственных мер, направленных на укрепление роли и места страхования в системе финансовых отношений;
· совершенствование ее законодательной базы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач. Это:
· укрепление стабильности и надежности национальной страховой индустрии;
· придание импульса развитию личного страхования;
· создание развитой инфраструктуры страховой отрасли;
· замена экстенсивного пути развития страховой отрасли на интенсивный;
· активизация внедрения новых страховых продуктов, улучшение качества страховых услуг и расширение их перечня;
· совершенствование форм и методов страхового надзора за деятельностью субъектов страхового дела;
· развитие системы взаимного страхования;
· обеспечение гарантий защищенности внесенных гражданами страховых премий по договорам страхования и их прав на получение страховых выплат;
· выработка государственной политики в сфере страхования, в том числе в подходах к осуществлению видов страхования в обязательной форме, повышение его эффективности;
· более четкое определение круга участников страхового рынка, сферы их деятельности, прав и обязанностей;
· подготовка и повышение квалификации специалистов в сфере страхования;
· содействие внедрению современных технологий в области информатизации и автоматизации страхового дела;
· повышение страховой культуры и финансовой грамотности участников страхового рынка;
· обеспечение стимулирующего налогового режима для потенциальных страхователей;
· формирование институтов досудебной защиты прав страхователей, поддержка обществ страхователей;
· обеспечение прозрачной информационной среды.
Реализация Стратегии позволит создать предпосылки для повышения прозрачности законодательства Российской Федерации о страховании, формирование конкурентной среды, повышение уровня финансовой грамотности участников страхового рынка, информированности общественности о деятельности субъектов страхового дела, постепенного перехода к осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела на качественно новой основе.
Между тем эксперты констатируют, что эпоха благоденствия на страховом рынке заканчивается. В результате кризиса в большей мере пострадают страховые продукты, связанные с кредитованием. Уже сегодня большинство банков сократили кредитные программы. На рынке ипотеки, остаются работать только самые крупные игроки, а также банки с госучастием. Предвидя снижение покупательной способности клиентов, страховщики начали думать о том, чтобы предложить рынку дополнительные программы, которые могут оказаться дешевле стандартных, а также планируют экономить за счет использования франшизы.
И “системные ошибки страховщиков, закладывавшиеся в период благоденствия на страховом рынке, станут причинами кризиса на рынке”[10]. В первую очередь это касается рынка автострахования. Его бурный рост был вызван бумом автокредитования, где страховка шла в обязательном порядке, при этом добровольное автострахование практически не развивалось. Другая ошибка в том, что большая часть страховщиков решала исключительно краткосрочные задачи - привлечение как можно большего числа клиентов за счет демпинга и запредельных комиссий страховым посредникам. И тарифы сознательно устанавливались ниже обоснованного уровня.
Такая модель бизнеса близка к классическому варианту финансовой пирамиды, когда выплаты старым клиентам осуществляются за счет взносов, полученных от новых, привлеченных низкой ценой полиса, считают эксперты. Сегодня, когда рынок автокредитования резко сжался, а те, кто выплатил кредиты, отказываются от услуг страховщиков, строить подобные пирамиды дальше не получится. То же самое относится и к жилищному страхованию, которое по новому закону перестало быть обязательным при ипотечном кредитовании, да и сам рынок ипотеки практически закрылся. И справиться с падением взносов они смогут только "повернувшись лицом к клиенту" - ориентируясь на более качественный добровольный спрос. Но и он сегодня катастрофически падает из-за снижения платежеспособности.
Статьи по теме:
Ревизия операций по ипотечному кредитованию,
основные этапы ревизии
В процессе проведения ревизии необходимо проверить, как организована кредитная работа в ревизуемом учреждении банка, а именно:
а) соответствует ли установленным правилам фактическая организация документооборота, распределены ли обязанности между работниками кредитной и бухгалтерской служб и опера ...
Организация процесса кредитования юридических лиц в коммерческом банке
Непосредственно кредитный процесс начинается со дня выдачи ссуды. Однако до этого момента и вслед за ним проходит целая полоса значительной работы, выполняемой как банком-кредитором, так и клиентом-заемщиком. Современная отечественная практика, когда кредиты нужны всем, начиная от предпринимателя ...
Основные виды перестраховочных договоров
Правовой характер договора перестрахования является предметом теоретических дискуссий: следует ли рассматривать перестрахование как обособившуюся отрасль страхования или как самостоятельную отрасль вне страхования.
Одной из отличительных черт договора перестрахования является принцип “возмездност ...