Вливание денег в отечественные банки на сегодняшний день – острая необходимость, так как после начала мирового финансового кризиса темпы роста банковской системы существенно снизились. В 2007 году рост активов уменьшился до 31,7% (с 8,9 трлн. до 11,7 трлн. тенге), а в 2008-м, по предварительным оценкам, рост составил лишь 1,8% (до 11,9 трлн. тенге). Тогда как в предыдущие годы наблюдалось очень быстрое развитие банковской системы: в 2005 году активы возросли на 67,9% (с 2,7 трлн. до 4,5 трлн. тенге), в 2006-м – почти вдвое (до 8,9 трлн. тенге).
Динамика активов банковского сектора тесно связана с динамикой роста экономики страны. В 2006 году рост ВВП составил 10,7%. Со второй половины 2007 года на экономику стал оказывать негативное влияние мировой финансовый кризис, рост банковского сектора замедлился, и темпы роста ВВП по итогам года также снизились – до 8,9%. В прошлом году, по предварительным данным, ВВП вырос всего на 3%.
Половина из десяти крупнейших банков в прошлом году продемонстрировала отрицательные темпы роста валюты баланса. У Альянс Банка активы за 11 месяцев снизились на 14,8%, у Казкоммерцбанка – на 12,8%, у Темирбанка – почти на 10%, у kaspi bank – на 7,4%, у АТФБанка – на 3,9%.
Предоставляя поддержку отечественным банкам, государство рассчитывает на сохранение ими объемов кредитования внутренней экономики и реального сектора, в частности, финансирование субъектов малого и среднего бизнеса и установление приемлемых условий по ипотечному кредитованию.
Государство не вмешивается в операционную деятельность банков, равно как не несет никаких обязательств по долгам банков. В текущих условиях банки должны обеспечить эффективное управление активами и пассивами так, чтобы максимально были защищены интересы депозиторов банков. Государство, несмотря на это, выступает со стабилизационными инициативами в отношении системообразующих банков, деятельность которых влияет на дальнейшее развитие экономики страны.
В целях сохранения доверия к банкам Законом предусмотрено увеличение суммы гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с ранее предусмотренных 700 тыс. до 1 млн. тенге, а до 2012 года (в течение 3 лет) - до 5 млн. тенге.
С 18 ноября текущего года снижены минимальные резервные требования по внутренним обязательствам с 5% до 2%, по иным обязательствам – с 7% до 3%. Это позволит банкам увеличить их ресурсную базу в объеме около 350 млрд. тенге.
В соответствии с Планом совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и АФН для стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 – 2010 годы будут приняты следующие меры.
Во-первых, это дополнительная капитализация четырех системообразующих банков через приобретение простых и привилегированных акций, а также предоставление субординированных займов. При этом одним из главных условий оказания такой государственной поддержки банкам является увеличение капитала самими акционерами банков.
На сегодняшний день, 35,6% выданных банками займов обеспечены недвижимым имуществом и землей, стоимость которых значительно упала в цене. Это ухудшает качество активов банков. В связи с этим в банковском секторе потенциально накапливается значительный объем убытков. Для оздоровления банковского сектора Агентство по финансовому надзору повысит требования к формируемым банками провизиям. Это будет способствовать признанию банками своих убытков и списанию их за счет сформированных провизий. Но для формирования банками провизий необходим дополнительный капитал.
Статьи по теме:
Кредитно-денежная политика Центрального Банка
России
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). С ...
Коэффициентный анализ ликвидной позиции банка
Американская рейтинговая система CAMEL, используемая зарубежными банковскими аналитиками, является стандартом де-факто при оценке деятельности коммерческого банка. Она относится к типу рейтинговых систем, использующих метод “информированного наблюдателя”, в соответствии с которым деятельность банк ...
Банк как расчетный центр
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитные организации на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты через создаваемые в установленном порядке расчетные центры и ...