В сложившейся после кризиса ситуации, когда банки вынуждены сдерживать кредитование, на наш взгляд, им требуется предоставить гарантии рефинансирования со стороны ЦБ РФ под определенные, важные для развития регионов и страны в целом проекты (по нашим расчетам, около 1,5 трлн руб.). Банк России путем реализации политики рефинансирования мог бы активно формировать ожидания кредитных организаций, и рефинансирование с его стороны должно давать банкам стимул к расширению кредитных операций.
Опыт показывает, что непубличная и ужатая в объемах политика рефинансирования препятствует обретению банками чувства стабильности, заставляя их воздерживаться от развития кредитования. Многие банки, особенно малые и средние, в настоящее время фактически лишены возможности рефинансироваться. Подобную ситуацию необходимо изменить.
В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о заключении между ЦБ РФ и каждым конкретным банком (вне зависимости от масштаба его деятельности и местонахождения) договора об открытии кредитных линий определенного размера. В этом случае будет возможен оперативный доступ кредитных организаций к ресурсам кредитора последней инстанции. В результате появится возможность и банкам, и регулятору вывести отношения между собой на качественно новый уровень.
Остается нерешенным вопрос о срочности предоставления кредитов Банком России. Она должна повыситься по крайней мере до одного года по наиболее распространенным инструментам, что особенно важно, учитывая отсутствие в России долгосрочных финансовых ресурсов и хроническую слабость межбанковского рынка. Не теряет актуальности также вопрос о сокращении сроков рассмотрения заявок от банков на предоставление им ресурсов Банка России.
При этом заслуживают одобрения планы Банка России по расширению доступа кредитных организаций к операциям рефинансирования и формирование портфелей однородных ссуд в качестве залога, в том числе внедрение единого пула обеспечения. Реальной перспективой является создание стандарта качества кредитов, которые могут быть использованы в качестве залога при операциях рефинансирования.
В период острой фазы кризиса Банк России эффективно выполнял роль кредитора последней инстанции, предоставив отечественным банкам ликвидности почти на 4 трлн руб. Его доля в пассивах национальной банковской системы достигла пикового значения в феврале 2009 г., составив 12,3%. Вопреки прогнозам это не спровоцировало массовой инфляции. Единственным негативным последствием стала массовая скупка валюты банками, причем не столько в своих интересах, сколько по поручениям клиентов. Однако за счет накопленных Банком России международных резервов удалось удержать под контролем курс рубля по отношению к бивалютной корзине валют.
В настоящее время банки накопили достаточное (и даже избыточное) количество ликвидных активов (в том числе и по причине их неуверенности в перспективах получения доступа к ресурсам ЦБ РФ). Кроме того, эксперты свидетельствуют, что большинство избыточной ликвидности сосредоточено в госбанках. Однако в случае новых витков кризиса ЦБ будет вынужден предоставить банкам дополнительную ликвидность, и для смягчения негативного влияния экстренных вливаний на параметры денежно-кредитной политики следует заранее предусматривать повышенные значения чистого кредита банкам.
Одной из проблем, с которыми регулярно сталкиваются банки, особенно в регионах, является крайне жесткая позиция территориальных учреждений по контролю за качеством ссуд и величиной сформированных резервов по ним. Сегодня эта проблема стоит особенно остро, так как рост кредитного портфеля ограничен. Вместе с тем, в условиях накопления значительной ликвидности и стабилизации финансового положения банков, деятельность территориальных учреждений Банка России следует направить на стимулирование кредитования, а не на формирование резервов.
Иногда банки, желающие кредитовать инновационные производства, принуждаются к созданию повышенных резервов. Когда заемщик на полученные от банка кредиты модернизирует оборудование, его финансовые показатели (например, величина денежных потоков, коэффициенты ликвидности, прибыль до налогообложения) на некоторое время ухудшаются. Соответственно, согласно методологии оценки финансового положения заемщиков, банк вынужден отразить в отчетности ухудшения качества ссуды (даже если она нормально обслуживается) и досоздавать резервы.
В итоге получается парадоксальная ситуация: надзор со стороны Банка России заставляет банки кредитовать не производственные предприятия, а торговые и иные компании. Такое положение в условиях потребности страны в модернизации должно уйти в прошлое.
Статьи по теме:
Денежная база в РК и ее динамика
Денежная база не является ни одним из агрегатов денежной массы, но включает в себя денежный агрегат М0 (наличная национальная валюта в обращении за пределами кредитных организаций). Помимо М0 денежная база всегда включает в себя наличную национальную валюту в кассах кредитных организаций и счета к ...
Расчет показателей эффективности использования
оборотных активов
В рамках данного пункта второй главы рассчитаем основные показатели, характеризующие эффективность использования оборотных средств.
· Оборачиваемость оборотных активов (скорость оборота) = Выручка от реализации/Средняя величина оборотных активов = 40716/30779,5 = 1,322. Для расчета средней величи ...
Основные направления
Можно выделить два основных направления, по которым должно происходить качественное совершенствование банковской сферы и ее деятельности.
Первое - развитие процессов концентрации в банковском деле. Это связано с тем, что банки должны сыграть ключевую роль в финансовом обеспечении подъема экономик ...