Важнейшей целью денежно-кредитной политики России на современном этапе должно быть стимулирование экономического роста (в первую очередь импортозамещающего и инновационноемкого), а также повышение уровня жизни граждан. Исходя из поставленной цели, задачами денежно-кредитной политики, реализуемой Банком России на протяжении следующих 3-5 лет, должны быть:
· Активное насыщение рублевыми ресурсами отечественного рынка капитала;
· Замещение рублевыми средствами иностранного долгового капитала;
· Увеличение скорости финансовых инструментов;
· Сокращение маржи риска при операциях фондирования;
· Повышение доступности долговых финансовых ресурсов для конечных заемщиков;
· Расширение емкости российского финансового рынка и номенклатуры применяемых инструментов;
· Формирование стабильных финансовых институтов и развитой финансовой системы.
К сожалению, в документе "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов", подготовленном Банком России и обозначающем принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу, эта задача четко не обозначена. Своей задачей Банк России видит в первую очередь "…удержание инфляции в границах 5-7% в годовом выражении". Однако следует заметить, что Министерство финансов и Центральный банк РФ в проекте Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г. ставят задачу обеспечения экономического развития более обоснованно.
Это крайне важно, так как практика показывает, что в условиях невозможности ЦБ РФ влиять на торговую и тарифную политику участников рынка (а именно они, когда экономика остается недомонетизированной, и являются причинами высокой инфляции) инфляционное таргетирование, скорее всего, будет выполняться неэффективно. Таким образом, оптимальной целью денежно-кредитной политики России должно являться стимулирование экономического роста страны.
Для создания полноценной финансовой системы в России требуется путем реализации долгосрочных мер начать активную домонетизацию национальной экономики. При этом параметры денежной эмиссии должны быть объявлены публично.
О направлениях этой работы заявлялось неоднократно. Так, эмитированные финансовые обязательства Банка России должны быть направлены на покупку государственных ценных бумаг, что также требует расширения программы внутренних заимствований Министерства финансов РФ. Масштабные займы с внутреннего рынка, в свою очередь, образуют ресурсную базу для реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов, а также для повышения капитализации банковской системы. Кроме того, потребуется инвестирование части международных резервов страны в отечественную экономику.
Однако конкретные меры по реализации данных программ не выработаны. Учитывая, что параметры денежно-кредитной политики, как и в прошлые годы, до сих пор полностью привязаны к динамике валютных поступлений, воздействие монетарных инструментов на экономику России остается крайне ограниченным. Целесообразно планировать параметры денежной эмиссии исходя из конъюнктуры в первую очередь внутренних рынков товаров, услуг, труда и капитала. Это потребует качественно лучшего уровня прогнозирования экономических процессов, что совершенно необходимо на данном этапе развития экономики России.
Статьи по теме:
Оформление документов
для кредитования
При положительном решении о кредитовании сотрудник кредитного подразделения оформляет пакет необходимых договоров – кредитных и обеспечительных (кроме договоров ипотеки), в полном соответствии с принятыми Кредитным комитетом условиями. Договоры ипотеки оформляет залоговая служба. Договоры оформляю ...
Структура страхового рынка
Институциональная структура страхового рынка большинством исследователей понимается как данность и редко является самостоятельным предметом обсуждения. В то же время представляется, что добиться устойчивого развития страхования в России и адекватного выполнения им возложенных экономических задач и ...
Развитие на зарубежных рынках
Сегодня ОАО Банк ВТБ является единственным российским банком, имеющим широкое международное присутствие. Наличие международной сети является одним из существенных конкурентных преимуществ Группы, которое позволяет предоставлять услуги клиентам в 20 странах по всему миру, способствует развитию межд ...