Становление и функционирование рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

Информация » Рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь » Становление и функционирование рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

Страница 1

Нормативной правовой основой регулирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь является действующее законодательство, прежде всего:

1) Гражданский кодекс Республики Беларусь;

2) Банковский кодекс республики Беларусь;

3) Законы Республики Беларусь: «О ценных бумагах и фондовых биржах», «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь», «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «0 депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь», «Об обращении переводных и простых векселей»;

4) законодательные акты Республики Беларусь по вопросам рынка ценных бумаг, которые регламентируются указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и других министерств и ведомств.

В процессе регулирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь в той или иной мере принимают участие многие государственные органы. Президент, Национальное собрание, Совет Министров Республики Беларусь принимают соответствующие нормативные правовые акты, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием.

Более развитым сегментом рынка ценных бумаг Республики Беларусь является рынок государственных ценных бумаг.

Рынок государственных ценных бумаг является неотъемлемой частью любой развитой экономической системы. Их выпуск и обращение дают в руки государства мощный инструмент регулирования макроэкономики.

Государственные ценные бумаги — это долговые обязательства, эмитентом которых является правительство; органы власти на местах, учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой. Государственные ценные бумаги выпускаются для:

• финансирования текущего бюджетного дефицита;

• погашения ранее размещенных займов;

• обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;

• сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;

• обеспечения коммерческих банков ликвидными коммерческими активами;

• финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

• поддержки социально значимых учреждений и организаций.

Участниками рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь (РБ) являются:

· Министерство финансов – эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Этот орган выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг;

· Национальный Банк Республики Беларусь (НБ РБ) – экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг;

· инвесторы – профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные, владеющие облигациями, обладающие избытком финансовых средств, которые инвестируются ими в ценные бумаги Правительства [50, с.23].

Продажу ценных бумаг кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляется НБ РБ [7, с.22].

Рынок государственных ценных бумаг в Республике Беларусь функционирует с февраля 1994 года. В течение 15 лет Правительство республики своевременно выполняет обязательства по погашению своих долговых ценных бумаг.

Данный сегмент финансового рынка динамично развивается за счет расширения номенклатуры выпускаемых ценных бумаг и совершенствуется путем внедрения новых способов их размещения.

Возросшая привлекательность рынка государственных ценных бумаг во многом была обусловлена:

· разнообразием сроков обращения (3, 6, 9 месяцев, 1 год и более) предлагаемых Министерством финансов облигаций и условий выплаты дохода по ним;

· внедрением нового вида аукциона – биржевого;

· сохранением положительной реальной доходности государственных облигаций;

· участием нерезидентов;

· активизацией вторичного рынка;

· улучшением экономической ситуации в Республике Беларусь в целом.

Биржевой рынок государственных ценных бумаг выступает в качестве одного из важнейших элементов республиканского финансового рынка, с помощью которого Правительством и Национальным банком Республики Беларусь решаются задачи денежно-кредитного регулирования на макроэкономическом уровне.

За ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» закреплено исключительное право на организацию вторичного обращения государственных ценных бумаг. Вторичное обращение государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 1681/63 от 02.11.1998 года осуществляется только через торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» через участников торгов государственными ценными бумагами, в качестве которых выступают члены Секции фондового рынка ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", заключившие с ним соответствующие договора, и Национальный банк Республики Беларусь.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Пути устранения несоответствий закона об основах туристской деятельности
Туристическая деятельность чрезвычайно разнообразна по форме и экономическим схемам деятельности. Выездной и въездной туризм – не единственный критерий оценки деятельности туроператора, существуют различные способы формирования туров, объемы деятельности, варианты перевозки, виды оказываемых турис ...

Мероприятия по управлению денежными потоками
Финансы страховщика обеспечивают его деятельность по оказанию страховой защиты. Страховщик формирует и использует средства страхового фонда, покрывая ущерб страхователя и финансируя собственные затраты по организации страхового дела. Кроме того, в условиях рынка страховщик, как правило, занимается ...

Анализ доходов и расходов
Показатель чистой прибыли в 2007 г. достиг 444 978 тыс. руб., что является максимальным значением за последние четыре года. Высокие финансово-экономические показатели достигнуты Обществом в первую очередь за счет правильно проводимой тарифной политики и реализации Плана оздоровления финансового по ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bavari.ru