В зависимости от масштабов, развитости филиальной сети, формы собственности, характера взаимодействия и видов деятельности российские коммерческие банки можно классифицировать следующим образом.
1. Розничные банки. Основным классифицирующим критерием является доля средств физических лиц в активах (выданные кредиты) и/или пассивах (привлеченные вклады и остатки на текущих счетах) - не менее 30%.
В данной группе банков можно выделить следующие их подгруппы:
• специализированные банки с иностранным участием;
• формирующиеся региональные банковские холдинги.;
• «придворные» банки - банки, изначально находившиеся в сфере интересов региональных властей или муниципальных органов управления;
• «московские» холдинги.
2. Универсальные супербанки («пауки»)
составляют ядро банковской системы страны, а их отличительными особенностями являются: большой размер активов; как правило, наличие развитой сети «точек присутствия» в регионах (дочерние банки, филиалы, отделения, операционные кассы, дополнительные офисы и т.д.); одновременное наличие значительного числа направлений бизнеса («лапок», которые поддерживают банк и делают его мобильным); «хищность» - постоянные, в том числе враждебные, поглощения других, более мелких банков. Все банки, входящие в кластер, являются ядрами финансово-промышленных групп (ФПГ) или контролируются государством.
3. Коммерческие полибанки
–
основными отличиями от универсальных супербанков являются менее значительные размеры активов и несколько меньшее число «лапок» - развитых в банке самостоятельных направлений бизнеса.
4. Клиринговые банки.
Их бизнес основан на проведении расчетов в интересах своих клиентов. Банки этого типа отличаются высокими и сверхвысокими показателями оборотов по клиентским счетам и оборачиваемостью баланса при сравнительно небольших размерах собственных активов.
5. Банки-«кошельки»
- как правило, небольшие или средние банки, бизнес которых основан на удовлетворении потребностей узкой группы участников банка и стоящего за ним бизнеса. Имеют непропорциональную структуру баланса и, как правило, небольшие размеры. Нормальным для таких банков является отсутствие развитой корреспондентской сети, банку не обязательно получать прибыль, развивать какие-либо направления бизнеса, отличные от прямых потребностей его участников.
6. Государственные спецбанки
стоят особняком от основной массы банков. Их особенность - выполнение ограниченного круга четко обозначенных функций. Например, ипотечное кредитование в рамках городских программ строительства или специализированное обслуживание особых групп клиентов. В подавляющем большинстве случаев собственником таких банков является или правительство РФ, или администрации субъектов РФ, или муниципальные образования. К первоочередным задачам таких банков, как правило, не относится получение прибыли.
7. «Болото»
- большое число мелких и мельчайших банков, которые объединяет отсутствие состоятельных собственников, мощной клиентской базы, и, как следствие, отсутствие команды профессионалов, способных развивать классические направления банковского бизнеса и внедрять новые продукты и технологии.
Банк России в последнее время активно борется с банками, занимающимися противозаконной деятельность (оптимизация схем налогообложения, отмывание денег и т.д.). Необходимо также отметить, что жертвами ЦБ РФ в борьбе с отмыванием и искажениями отчетности в последние годы становятся, как правило, именно мелкие банки, не оказывающие существенного влияния на банковскую систему. Это вовсе не значит, что средние и крупные российские банки не оказывают услуг по отмыванию средств, однако есть две причины, по которым Банк России борется с этим явлением в крупных банках другими методами (без отзыва лицензии). Одна причина заключается в том, что для них теневые операции, как правило, не являются основным бизнесом и выполняются как дополнительные услуги клиентам. В таких банках очень сложно отделить «белый» бизнес, работающий в строгом соответствии с законодательством, от «серого» и «черного». Другая причина - ограничение операций крупного банка или их прекращение (вследствие отзыва лицензии) ударит, прежде всего, по законопослушному бизнесу и может вызвать панику на рынке.
В настоящее время большинство банков предлагает примерно одинаковый набор услуг сопоставимого качества и примерно на одинаковых условиях. Продолжающийся рост конкуренции на отечественном банковском рынке и снижение маржи по основным банковским операциям обуславливают все возрастающую роль неценовых факторов в конкурентной борьбе на рынке банковских услуг. Одним из решающих факторов в борьбе за клиента становится управление деловой репутацией банка.
Статьи по теме:
Понятие банка, операций и
кредитных рисков
Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности [12, С. 9].
Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с ...
Основы инвестиционной деятельности коммерческих банков
Под инвестиционной деятельностью банка на рынке ценных бумаг понимают его деятельность по вложению средств в ценные бумаги от своего имени, по своей инициативе и за свой счет с целью получения прямых и косвенных доходов.[1] Прямые доходы от вложений в ценные бумаги банк получает в форме дивидендов ...
Анализ платежеспособности предприятия и финансовой
устойчивости предприятия
Внешним проявлением финансовой устойчивости предприятия является его платежеспособность. Предприятие считается платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, временная финансовая помощь другим предприятиям) и активные расчеты (расчеты с ...