Одной из наиболее перспективных форм привлечения средств в жилищное строительство и обеспечения жильем населения в мировой практике является долгосрочный ипотечный жилищный кредит, который имеет ряд преимуществ. Заемщику ипотечный жилищный кредит дает возможность жить в своей собственной новой квартире уже сегодня, а расплачиваться за нее постепенно в течение нескольких лет, кредитору – получать гарантированный стабильный доход при сравнительно низких рисках, строительной компании – привлекать дополнительные средства для строительства, государству – успешно решать проблему обеспечения жильем населения.
Как свидетельствует статистика, в улучшении жилищных условий сегодня нуждается не менее 10-12 млн. российских семей. Специалисты оценивают спрос на ипотечное кредитование в России в 50 млрд. долл. Сейчас емкость этого рынка не превышает 500 млн. – ипотечное кредитование слишком дорогое удовольствие для среднестатистического россиянина. Главное, что тормозит развитие ипотеки – низкая платежеспособность россиян и высокий размер процентной ставки по кредитам. Сейчас для любого российского банка ставка по ипотечному кредиту не может быть меньше 12 процентов, иначе кредит не покрывает инфляцию. Однако 12% готовы платить не более 10% россиян, как свидетельствуют опросы общественного мнения.
Суть долгосрочного ипотечного жилищного кредитования сводится к созданию рыночной системы ипотечных кредитов гражданам на цели приобретения готового жилья как на первичном (вновь построенное жилье, продаваемое застройщиками), так и на вторичном (уже имеющееся в частной собственности жилье) рынках жилья. В большинстве стран мира приобретение жилья в кредит является не только основной формой решения жилищной проблемы, но и сферой экономической деятельности, ключевую роль в которой играют банковские и другие кредитные структуры. Государство же выполняет вспомогательную функцию через установление общих правил, обеспечивающих эффективность взаимодействия всех участников процесса жилищного кредитования, а также при необходимости прямым или косвенным образом использует бюджетные средства для привлечения дополнительных частных инвестиций в жилищную сферу и оказания содействия гражданам в приобретении жилья.
В настоящее время в России сложились серьезные предпосылки для развития ипотеки:
начинают формироваться рыночные отношения между субъектами ипотечных схем,
развиваются региональные системы ипотечного жилищного кредитования.
большой интерес и поддержка местных и федеральных органов власти.
На данный момент в стране действует до двух десятков ипотечных моделей. В большинстве своем это связано с тем, что в регионах по-своему подходят к решению жилищной проблемы и развитию ипотечного кредитования. Поэтому появляются, так называемые ипотечные программы, в основе которых лежит бюджетное финансирование. Это, безусловно, сдерживает поступательное развитие «классической ипотеки». Тем не менее, ипотечный бизнес постепенно набирает обороты, приобретая различные модели и схемы кредитования.
В настоящее время в регионах реализуются три основные схемы жилищного финансирования граждан:
выдача ипотечных жилищных кредитов населению непосредственно банками на рыночных условиях.
бюджетные программы жилищного финансирования.
программа АИЖК.
В условиях слабого развития ипотечного жилищного кредитования, в том числе по причине недостатка долгосрочных кредитных ресурсов, региональные программы в большинстве своем ориентированы на использование средств региональных и местных бюджетов, которые предоставляются населению на приобретение или строительство жилья в форме льготных жилищных кредитов либо финансовой помощи отдельным категориям граждан при улучшении жилищных условий.
Бюджетная поддержка граждан осуществляется в виде:
субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам, выдаваемым уполномоченными банками, т.е. за счет бюджетных средств покрывается разница между действующей в банке рыночной процентной ставкой по аналогичным кредитам и льготной процентной ставкой;
предоставления субсидии на часть стоимости приобретаемого жилья с целью оплаты первоначального взноса;
предоставления кредитов (займов) на жилищные цели за счет средств бюджета.
Региональные программы реализуются через региональные жилищные фонды и ипотечные агентства, учреждаемые региональными администрациями. Перспективы дальнейшего развития и расширения ипотечных жилищных программ в большинстве регионов связано с формированием рыночной системы ипотечного жилищного кредитования, созданием вторичного рынка ипотечных кредитов.
В Белгородской области накоплен значительный опыт в сфере ипотечного кредитования. Региональная система ИЖК формируется на основе согласованного взаимодействия государственных органов, операторов ипотечного рынка и профессиональных участников ипотечной деятельности. Белгородская область внедряет схемы ипотечного кредитования с участием регионального и местного бюджетов.
Статьи по теме:
Основные понятия и классификация банковских вкладов
Доверие клиентов и вкладчиков к банковским институтам имеет исключительно важное значение для обеспечения стабильного функционирования системы финансового посредничества. Практика показывает, что система гарантирования банковских депозитов эффективно работает при наличии следующих предпосылок и фа ...
Нормативно-правовое регулирование кредитных
операций коммерческих банков
Бухгалтерский учет операций по ипотечному кредитованию регулируется следующими нормативными документами:
- Положением ЦБ РФ от 5 декабря 2002 г. №205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации";
- Положением ЦБ ...
Порядок выделения ипотечных кредитов
Согласно решению Правительства Чувашской Республики АКБ "Чувашкредитпромбанк" ОАО уполномочили кредитовать граждан под ипотеку за счет средств республиканского бюджета. Порядок выделения кредитов под ипотеку утвержден Постановлением Кабинета Министров ЧР "Об утверждении Порядка выде ...